Рубрики

Более 70% иномарок куплено в кредит: почему люди с низким достатком тратят деньги на дорогие вещи

Во многих средствах массовой информации звучит интересная цифра, что более 70 % иномарок, купленных за последние годы, приобретены в кредит. А ведь это немалые суммы. Неужели население готово отдавать столь значительную часть дохода автосалонам и банкам? К тому же обслуживание дорогих машин стоит серьезных вложений. Заправка значительно дороже… Вопросов много, а ответ кроется в психологии.

А дело не в коне

Если рассматривать проблему не только в разрезе покупки иномарок, но и анализируя прочие покупки населения, станет понятным, что автомобили - это лишь незначительная часть айсберга всеобщего потребления. Львиная доля средств, взятых в кредит, направляется на покупки смартфонов, брендовой одежды, ювелирных украшений и дорогостоящих аксессуаров. А сколько берут в кредит бытовой техники?! Ведь это повальная кредитомания!

Видимо, во время покупки, обыватель не задумывается, что ему придется почти все средства от зарплаты отдавать на погашение кредита. Что в кармане будут оставаться считанные гроши на коммуналку и питание. Что придется влачить это нищенское существование в течение нескольких лет. Лицо становится «привязанным» к своим долгам.

Так что же все-таки заставляет людей влезать в подобные авантюры? Почему хочется стать обладателем дорогих гаджетов? Есть ли в этом смысл?

Эйфория бедняка

Как утверждают психологи, человеческий мозг часто выдает не совсем разумные решения, основанные на эмоциональном восприятии действительности. Разум в этот момент дремлет, не может адекватно оценить ситуацию и заблокировать неправильное поведение.

А отсюда возникают непонятные желания на уровне «хочу». В основном людям хочется быть «не хуже других», а это значит, что лучше поголодать, но в дорогой шубе, нежели ходить оборванцем, но питаться по-человечески.

Индивидууму невдомек, что шуба - это лишь средство защиты от холода, это не возможность выделиться из толпы. Никто и не поверит, что обладатель дорогого аксессуара, входя в автобус и показывая проездной, действительно столь значим и богат, как ему хочется показаться.

Самодостаточная личность не станет выделяться с помощью одежды, вещей, техники. Достаточно быть высококлассным специалистом, иметь уважение коллег, начальства, подчиненных, своей семьи.

Во всем виноваты олигархи

По мнению мировых психологов, проблема вещевой иллюзии характерна для стран, где слишком большая разница между очень богатыми и очень бедными людьми.

Бедные недовольны своим положением и готовы нести некоторые затраты ради того, чтобы «догнать» богатых. Им кажется, что имея дорогие часы, они ничем не хуже олигархов. Но это лишь иллюзия, поскольку тем самым они не приближаются к богатству, они становятся все беднее и беднее, не могут остановиться в трате денег, которых, по сути, нет.

Кредиты – это не собственные, это чужие деньги, за которые тоже приходится платить.

А что происходит за бугром

В Западной Европе этот этап уже давно пройден, большая часть населения все еще сидит в долговой яме, но уже научилась экономить. Люди стараются объективно оценивать свои возможности. А отсюда низкие температуры в жилье во время отопительного сезона, скромная одежда и обувь, малогабаритные автомобили и отсутствие ювелирных украшений.

Иностранцы удивляются, почему в нашей стране люди любят дорогую одежду и аксессуары, почему столько элитных авто на улицах даже небольших городов.

Иностранцы в меньшей степени подвержены различным культам. У них отсутствует культ одежды или еды, они гораздо сдержаннее в отмечании праздников, когда веселятся.

Европейцам неважен собственный статус, они просто живут, объективно оценивая свои доходы и соизмеряя соответственно расходы.

Повышение самооценки

В нашей стране важна такая составляющая, как статусность. Это сложилось исторически. Человек старается повысить свою оценку в глазах других, а вместе с тем еще и в своих собственных. Хотя внутренне и понимает, что это большой самообман.

Но как же приятно чувствовать себя чуть богаче, чем ты есть на самом деле. Как приятно ощущать на себе или своем авто любопытные взгляды.

Да, к тому же все те же психологи рассказывают, что достаточно себя ощутить богатым, приобрести какую-либо вещь из мечты, и она, эта мечта, обязательно сбудется.

Миллионы наивных граждан верят в эту сказку и влезают все в большие долги, становясь рабами потребления.

Последствия

Когда эйфория от покупки развеивается, а остаются только одни проблемы, наступает отрезвление. Человек понимает, что смог бы прожить без именно этого автомобиля, что ему подошел бы для передвижения от дома до работы и более скромный агрегат, но уже поздно, договоры подписаны, вернуть что-либо без потерь невозможно.

Но раскаяние вещь временная. Как только возникает новая ситуация, индивидуум снова летит «на огонь», забывая печальный опыт предыдущего бездумья.

Как исправить ситуацию

Любой человек рано или поздно начинает понимать свою роль в жизни общества. Что ниша не зависит от дорогих гаджетов, она полностью в руках самого человека. Его статус - это его конкретные достижения на работе, в семье, в обществе.

Он должен подумать, что скорее надо развивать себя как личность, как человека уважаемого, нежели выделяться дорогой и никому не интересной одеждой, дорогими вещами.

Любая недорогая вещь выполняет те же функции, что и дорогие штучки. Зачем переплачивать, если никому не важно, с какого телефона вы звоните или на каком авто вы подъехали. Ведь главное, что звоните и подъехали!