Рубрики

Финансовая грамотность с пеленок: как научить детей обращению с деньгами

То, как человек обращается с деньгами, будучи взрослым, закладывается еще в детстве. Даже будущее финансовое положение зависит от того, насколько правильное отношение к деньгам вам привили родители. Поверьте, учить детей обращаться с деньгами необходимо, чтобы потом им было проще распоряжаться своим семейным бюджетом самостоятельно.

Пример родителей — основа финансовой грамотности детей

Уже доказано, что, если взрослые в семье не умели распределять деньги и постоянно испытывали трудности с ними, то и их детей в будущем ждут те же проблемы. Срочно меняйте свою политику трат и заработков, если не хотите вырастить будущих бедняков. Дело даже не в невозможности много зарабатывать, а в нашем неумении распределять бюджет.

Сейчас наступил век дорогих игрушек. Электронные гаджеты стоят немало, а дети требуют их постоянно. Не спешите молча выполнять просьбу своих чад купить новый планшет или ноутбук. Объясните, что это стоит больших денег, пусть дети поймут, что они не появятся у вас просто по взмаху волшебной палочки. Начинайте с малых лет объяснять им все это, потому что потом изменить их мышление будет очень сложно.

Знакомьте детей с деньгами с возраста 2-5 лет

Речь не идет об умении считать деньги и распределять расходы. Просто объясните ребенку, что вообще такое деньги, для чего они нужны. Расскажите, что ничего нельзя получить просто так, что все имеет свою цену. Ходя с ребенком по магазинам, показывайте ему наглядно, что и сколько стоит. Говорите, что для вас понятие «дорого» и почему.

Рассказывайте детям о своей работе, о том, что вы ходите туда, чтобы зарабатывать деньги. Объясните, что вы не можете заработать все деньги мира сразу, что сумма вашей зарплаты именно такая и вы не можете ее изменить. Мой ребенок, например, долго не мог понять, почему я не могу просто «взять больше денег с работы» или просто «вынуть их все из банкомата». Понятно, что в два года малыш этого не поймет, но вы все равно объясняйте, чтобы у него отложилось само понятие концепции денег.

Копилка — лучший финансовый тренажер

С возраста трех лет вы уже можете переходить к обучению ребенка разумным тратам денег. Заведите несколько копилок — забавных поросят или других зверей — и определите им свои роли. Например, одна копилка — для самых экстренных случаев, «для спасения», вторая — для обычных расходов, третья — на мечту. Поверьте, это очень важно, чтобы ребенок сам распределял, сколько денег куда отложить. Обязательно помогите ему определиться с мечтой, заветной покупкой, на которую он будет копить. Это важная часть обучения, необходимое условие развития финансовой грамотности ребенка.

Понятно, что деньги в копилке сами не появятся. Поощряйте ребенка небольшими суммами за помощь по дому или выполнение более сложных задач. В каждой семье сумму поощрений устанавливают, исходя из своих возможностей, но она обязательно должна быть. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что хороший труд оплачивается — это нормальная практика сегодняшних реалий.

Учите детей управлять своими расходами с 6 лет

Специалисты подсчитали, что основные финансовые навыки и привычки формируются у ребенка до 7 лет. Если не заложить «фундамент» обращения с деньгами к этому возрасту, потом начинать будет гораздо сложнее. Во многих странах у детей с 6 лет уже есть свой счет в банке, которым он может распоряжаться с помощью родителей. У нас тоже уже существуют детские банковские карточки, и это действительно хорошая идея.

В этом возрасте уже можно обсуждать с ребенком его еженедельную «зарплату» - сумму карманных расходов. Определите, за что именно и какие суммы вы готовы платить. Пусть это выглядит для некоторых странно, но это разумный цивилизованный подход. В наше время невозможно обойти стороной вопрос денег, лучше принять это, как данность. Да, вы платите своему ребенку за помощь и хорошее поведение, но это лучше, чем просто так одаривать его игрушками, неизвестно за что заслуженными.

Система зарабатывания денег ребенком

Мой сын примерно с 9 лет стал просить дать ему возможность заработать. Он спрашивал: «Что мне сделать, чтобы получить больше денег?» Мы определяли для него фронт работы и заранее оговаривали, сколько это будет стоить. Но было условие — довести работу до конца. Например, собрать в саду гнилые яблоки все без остатка. Ребенок должен понимать, что для получения определенной суммы ему придется постараться.

У детей должна выработаться четкая система зарабатывания денег. Выполнил работу — получил за нее оплату. Чем сложнее работа, тем больше денег получишь, но и ответственность за ее выполнение выше. Честно говоря, это самый сложный пункт. Когда ребенок берется за дело, хочется вознаградить его, даже если он не справился. Это неверно, но бороться с собой сложно. Опасность в том, что ребенок может привыкнуть к мысли, что ему все равно заплатят, даже если он не доделает работу или выполнит ее плохо. Этого нельзя допускать.

Возможность дорогих покупок

В возрасте 14-16 лет дети мечтают о дорогих покупках, вроде нового компьютера или скутера. Даже современный «навороченный» велосипед стоит сегодня почти как автомобиль. Нельзя, чтобы ребенок просто получил все это, даже если у вас есть такая возможность. В таком возрасте подросток вполне способен сам заработать хотя бы на большую часть покупки.

Распишите, сколько денег понадобится на покупку. Разделите сумму на части и определите, по сколько денег ребенок должен будет откладывать на свою мечту. Пусть будет заведена отдельная копилка и тетрадь расходов. Вы удивитесь, как за короткое время можно собрать довольно немалую сумму, если правильно распоряжаться деньгами.

Где ребенку подработать?

Помогите ребенку определиться с тем, в какой области ему было бы интересно поработать, с чем он мог бы справиться. Реально оцените возможности ребенка, а не руководствуйтесь просто его желанием. Например, соседский мальчик работает на предприятии по упаковке деталей в коробки. Ему хорошо платят, но работа тяжела физически. Если у вашего ребенка проблемы со здоровьем, не стоит начинать то, с чем он заведомо не справится. Конечно, оплата труда привлекательная, это соблазн, но риск серьезно заболеть не стоит этого.

С 14 лет в нашей стране уже можно официально зарабатывать. Существуют стройотряды и просто отдельные вакансии для подростков. Фермеры часто набирают детей для выполнения сезонных работ в поле, частные предприниматели нередко берут подростков 14-16 лет для торговли квасом, мороженым и чем угодно еще. За пару сезонов ребенок в состоянии накопить немалую сумму. Главное, чтобы он умел распределять свои доходы и не тратить на пустяки..

Подготовка к мысли о платном образовании

К 17 годам у подростка уже должна быть базовая сумма на обучение. Хорошо, если он без проблем поступит «на бюджет», хотя и тогда без расходов не обойдется. Если же будущий студент хочет поступать на платную специальность, то он должен понимать, что это недешевое «удовольствие». Готовьте ребенка к мысли, что на обучение по «крутой» специальности ему тоже придется зарабатывать вместе с вами.

Во многих странах деньги на образование откладываются чуть ли не сразу после рождения ребенка. В последние годы такая практика существует и у нас. Конечно, ребенок сам не сможет скопить такие деньги, но он должен понимать, что такие суммы очень существенны. Пусть он тоже поучаствует в пополнении семейного бюджета для оплаты будущего образования.

Времена меняются, то, что раньше считалось неприемлемым, сегодня — норма жизни. Раньше нам не было необходимости так глубоко вникать в денежные вопросы. Инфляция была нулевая, копить деньги было намного проще, оплата труда была достойнее, а траты не такими масштабными. Сегодня приходится жить по новым правилам. Приучать детей к управлению деньгами нужно как можно раньше, чтобы они не испытывали трудностей в будущем. Финансовая грамотность — важнейший момент воспитания детей в наше непростое время, только так можно вырастить успешных людей, идущих по жизни уверенно и легко.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание