Ник Моубрей работает из дома, из особняка с 12 спальнями в Коутсвилле, Новая Зеландия. Это бывшая обитель кибер-ренегата Кима Доткома, и именно здесь Дотком был арестован тяжело вооруженной полицией в 2012 году. 34-летнему Моубрею нравится его спокойная жизнь, и когда он объясняет, что помогло ему добиться такого расклада, он отвечает: "Быстрорастущая компания по производству игрушек под названием Zuru". Это компания. которой он руководит со своими братом Мэтом 38 лет и с сестрой Анной 36 лет.
«Моя философия - всегда работать с масштабом», - говорит он, прогуливаясь по библиотеке, состоящей из 48 000 книг.
Компания братьев и сестры
Zuru, основанная в 2003 году, специализируется на производстве недорогих игрушек, таких как Bunch O Balloons - гаджет, который наполняет 100 воздушных шариков за 60 секунд. Ник, его брат и сестра продают эти игрушки в 120 странах, включая каждого крупного розничного продавца в США, и это приносит в год более 400 миллионов долларов. Компания базируется в Гонконге, где живут Мэт и Анна. Домицилирование бизнеса обеспечивает Zuru доступ к низким налоговым ставкам, и братья и сестра вложили значительные средства в автоматизацию, чтобы дополнительно сэкономить на расходах.
Zuru не имеет долгов и никогда не привлекал внешних средств, за исключением первоначального капитала в размере 20 000 долларов, предоставленного родителями Моубреев, инженером и учителем. Бизнес стоит более 1 миллиарда долларов, и братья и сестра владеют им сами. В будущем может быть гораздо дороже, если планы трио осуществятся. Игрушки - это только 1-я фаза. Далее идет линия товаров народного потребления, таких как подгузники и корма для домашних животных.
«Мы бы сделали все для нашего бизнеса, чтобы сделать его все более и более прибыльным, что для меня является главной причиной построения бизнеса», - говорит Ник, который является согенеральным директором своего брата Мэта. Их сестра Анна более осмотрительна, поэтому заявляет об их скромных желаниях насчет бизнеса.
Начало
Zuru начался как проект для домашних животных. В 12 лет Мэт разработал модель аэростата, которая выиграла национальную научную ярмарку в Новой Зеландии. Он и Ник продавали комплекты «от двери до двери», и в 19 лет Мэт бросил колледж и основал небольшую фабрику на ферме своих родителей в Токороа, сельском городке на северном острове Новой Зеландии. Вскоре, когда Нику исполнилось 18 лет, он тоже бросил учебу, и они переехали в Китай, чтобы превратить свое хобби в настоящий бизнес. Путь вперед оказался неудобным.
«В первую ночь мы спали в кустах возле аэропорта Гонконга», - вспоминает Ник. Там братья арендовали домик в городе Шаньтоу за 20 долларов в месяц. Анна присоединилась к ним примерно через год.
Братья и сестра набирали обороты на ранней стадии, считая проекты других компаний. Они создали миниатюрный денежный банк и фрисби авторства двух маленьких производителей игрушек.
«Мы нашли эти два продукта в Интернете и скопировали их», - признается Ник.
Zuru привез игрушки на Нью-йоркскую ярмарку игрушек - в логово львов, так сказать, и продал их дистрибьютору. Но прежде чем конвенция закончилась, создатели оригинальных игрушек обнаружили подделки, и производитель фрисби подал в суд на компанию. (Дело в конечном итоге решено).
После потрясений Моубреи начали платить за распространение игрушек на международных рынках, таких как вращающиеся резиновые диски и бумеранг в форме вертолета от гонконгской компании Zing. В конце концов в поисках больших зарплат они сосредоточились на производстве собственных игрушек. Последовала еще большая турбулентность.
В 2005 году братья и сестра вступили в партнерские отношения с китайским производителем и заплатили 1 миллион долларов за права на портативный проигрыватель видеоигр, в котором пользователи могли играть за футбольную звезду Дэвида Бекхэма. Производитель профинансировал сделку на основании заказа Walmart на 29 миллионов долларов на 2,2 миллиона устройств. Когда производство началось, волнение Walmart пошло на убыль, и продавец решил отменить более 80% заказа, что поставило бы Zuru в минус.
«Я летал назад и вперед, в основном умоляя Walmart», - говорит Ник. Неохотно Walmart согласился заплатить за 800 000 устройств.
"Когда игрушки появились на рынке, это была абсолютная катастрофа», - говорит Ник. - Это просто не продавалось. Это было похоже на бетон на полке».
Возвращение
Моубреи вернулись к работе, и со временем они объединили финансовые успехи, такие как Bunch O Balloons, самый известный продукт Zuru, который ежегодно производит 200 миллионов долларов в розничных продажах, и Robo Alive, линейка пластмассовых животных с батарейным питанием, которая производит 60 миллионов долларов.
Тем не менее, некоторые из продуктов компании имеют жуткое сходство с продуктами конкурентов. Dart Blasters от Zuru очень похожи на оружие Nerf. Есть также Metal Machines, которые бросают вызов Hot Wheels, линейка пластиковых фигурок, похожих на Legos. В декабре прошлого года Lego подал иск, утверждая, что товары компании смущают из-за схожести. Судебный процесс продолжается.
Ник видит вещи по-другому.
«Мы занимаемся не имитацией, а инновациями», - говорит он. Что касается судебного процесса: «Лего очень хорошо защищает свое пространство, но им это не принадлежит. Это все равно что сказать: «Форд был первым, кто сделал автомобиль». Никто больше не может сделать автомобиль?».
Инновация или подражание?
В любом случае компания настаивает на своем. Они утверждают, что понимают потребности детей, которые часто меняются. И именно Zuru, даже если берет за основу уже существующие игрушки, делает их лучше и интересней. Они создают оригинальный продукт и очень скоро это докажут. Ожидается, что в скором времени на мировом рынке появятся подгузники, витамины и прочие продукты подобного плана от компании.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание