Рубрики

Определенная дистанция в офисе: источники стресса босса и способы это исправить

Подчиненный часто представляет работу начальника в радужном свете: повышенные бонусы, возможность влиять на корпоративную культуру, больше свободы в выборе действий. Мало кто задумывается о том, что у менеджеров высшего звена увеличивается уровень стресса, копятся душевные переживания, повышается нагрузка. Эксперты рассказали, какие проблемы испытывает руководитель и как бороться со стрессом на рабочем месте.

Увольнение сотрудников

Большинство менеджеров высшего звена хоть раз увольняли своих сотрудников. Есть много причин, ведущих к принятию такого решения: оптимизация численности, финансовые проблемы корпорации, непроизводительность, несоответствие корпоративным ценностям.

В некоторых случая руководитель вынужден увольнять близких друзей и отличных сотрудников, лишая их дохода и нанося ущерб их самооценке. Решение легко принять, если подчиненный совершил серьезный проступок: кражу, домогательство, разглашение коммерческой тайны. Но даже в этом случае многие менеджеры мучаются чувством вины и сомневаются в своих лидерских качествах.

Подбор и обучение персонала

После получения руководящей должности часто хочется создать команду, с которой будет одинаковое понимание целей бизнеса и основ корпоративной культуры. Но рекрутинг никогда не бывает легким процессом. HR-специалист на первом этапе собеседования отсеивает неподходящих кандидатов, но это не помогает: руководитель все равно не получит того резюме, которое удовлетворит его на 100%. Положение осложняется, если предприятие не может предложить хороший социальный пакет, позволяющий привлечь на работу достойных кандидатов.

Высока вероятность того, что придется пойти на компромиссы и привести стандарты к реальному положению дел. Если руководитель принял решение остановить поиск идеального кандидата, то ему долго придется обучать нанятых сотрудников – это отнимает много времени и сил.

Высокий уровень ответственности

Лидер отличается от остальных людей тем, что умеет брать ответственность не только за себя, но и за свою команду. Эксперты считают, что если менеджер высшего звена придерживается позиции притворства или избегания, то в коллективе его будут считать лицемером. Это осложнит отношение между руководителем и подчиненными, так как все инструкции будут ставиться коллективом под сомнение. Кроме того, начальник уже не сможет себе позволить отработать стандартный 8-часовой день и уйти домой. Скорее всего, придется брать на себя больше ответственности в период важных проектов или срочных происшествий. Если разум не имеет привычки работать с негативными эмоциями, то очень скоро наступит выгорание.

Чувство одиночества

Большинство сотрудников будет сохранять дружелюбный настрой в отношениях с руководителем, но дистанция заметно увеличится. Коллективу не нужно понимать начальство и вникать в его психологические проблемы – большинство хочет просто выполнять свои обязанности и получать за это вознаграждение.

Субординация – один из способов поддержания порядка и профессиональной атмосферы в коллективе. Чувство одиночества часто возникает у эмоциональных и тревожных менеджеров, которые находятся под давлением обстоятельств. После повышения они лишаются поддержки коллег и ощущают себя потерянными в коллективе.

Как исправить положение?

Эксперты советуют руководителям придерживаться определенных правил, которые позволят решить типичные проблемы менеджмента.

1.Планировать время.

Чтобы снять стресс необходимо каждое утро выделять часть времени на расстановку приоритетов рабочего дня. Не пытайтесь охватить все, выберете зону, на которой сосредоточитесь сегодня. Изучите основы тайм-менеджмента, используйте инструменты планирования, ведите планер. В ежедневном графике обязательно должно быть время, отведенное на расслабление и снятие стресса. Не забывайте об обыденных вещах, которые приводят вас в ресурсное состояние: прогулки, спорт, шопинг, встречи с друзьями.

2.Делегировать полномочия.

Подумайте, можно ли передать часть своих обязанностей коллегам, без ущерба для бизнеса. Это решит сразу две задачи. Во-первых, позволит снизить давление, а во-вторых, сможет продемонстрировать подчиненным уровень доверия и лояльность со стороны руководителя.

3.Установить границы.

Руководитель обязан уметь отвечать подчиненным твердое «нет» в определенных случаях. Но перегибать палку в дисциплине тоже не стоит: менеджер должен распределить объем работы так, чтобы KPI выполнялся плавно и постепенно. Помните, что только слаженная работа коллектива позволит добиться результата без потерь. Иначе ударный темп труда приведет к истощению на работе и снижению общей производительности в будущем.

4. Выстроить отношения.

На первых порах важно потратить время на знакомство с коллективом и установить позитивную атмосферу. Хороший руководитель всегда знает о семейной ситуации, личных предпочтениях и карьерных устремлениях своего сотрудника. Умелый начальник грамотно использует эти сведения во благо бизнесу. Необходимо поощрять подчиненных за хорошо проделанную работу, а не грозить небесными карами за невыполнение показателей. Это не значит, что нужно заводить дружбу в коллективе – просто проявите лояльность к подчиненным и попытайтесь понять их мотивы. Тогда они будут отвечать вам тем же.

Вывод

Управлять коллективом всегда очень сложно. Только используя советы на практике можно выработать собственный управленческий стиль. Универсальных инструментов не существует – взаимоотношения это двусторонний процесс, который зависит от множества принятых решений. Правильно выстроенные коммуникации это всегда тернистый путь, на котором неизбежны ошибки. Но все познается практическим путем.

Одна из героинь фильма «Москва слезам не верит» говорила: «Трудно с тремя. А когда научишься их организовывать, то число не имеет значения». Важно помнить, что взаимоотношения с начальником – один из факторов производительности сотрудников и источник позитивной атмосферы в коллективе. Сотрудники это не ресурс для достижения цели, а живые люди со своей мотивацией, амбициями и проблемами. Руководитель и подчиненный – звенья одной цепи, которая позволяет бизнесу оставаться на плаву.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание