Рубрики

Спокойствие, только спокойствие: определение источников и другие трюки, помогающие не потерять работу из-за плохих эмоций

Американский комик и мастер афоризмов Граучо Маркс когда-то сказал: "В состоянии злости мы произносим лучшую речь, о которой нам придется пожалеть".

Это распространенная ситуация. Человек находится на собрании в окружении коллег, и вдруг на него что-то находит, а через секунду он удивляется: "Что это было? Зачем я это сказал?" или "О чем я думал?".

У многих из нас бывали ситуации, когда мозг кричал: "Молчи, иначе пожалеешь об этом!", а рот сам собой открывался и произносил вещи, за которые впоследствии приходилось просить прощения или они безвозвратно разрушали отношения.

За неумение контролировать свои эмоции приходится дорого платить. Но у нас есть хорошая новость: решение проблемы существует.

1. Осознайте свои триггеры

Триггер (trigger) — слово из английского языка, которое дословно переводится как "спусковой крючок". Как известно, за нажатием на спусковой крючок мгновенно следует выстрел.

В психотерапии триггер — это ситуация, которая приводит человека в сильное эмоциональное состояние. Это происходит из-за того, что в прошлом человек пережил травмирующую ситуацию, которую не смог проработать, и теперь малейшее напоминание о ней порождает неадекватную эмоциональную реакцию.

Вероятно, вы уже знаете свои триггеры. А если еще не осознали их, попробуйте проанализировать предыдущие эмоциональные срывы и сможете докопаться до их причин.

Вы удивитесь, но даже цвет рубашки собеседника или какой-то аромат может выступить в роли триггера. Однако обычно в этой роли выступает человек, в котором вы видите какую-то угрозу, рядом с ним вы не чувствуете себя в безопасности.

Когда, по мнению вашего подсознания, некто угрожает вашей безопасности, вы становитесь в защитную позицию, а эта позиция сама собой может смениться на атакующую. И вот он, тот момент, когда вы кому-то говорите что-то, в чем потом придется раскаяться.

Домашнее задание: составьте подробный список коллег, в присутствии которых вы чувствуете психологический дискомфорт.

2. Разработайте план

После того, как вы определились с триггерами, необходимо разработать план по самоконтролю.

Пример: один мужчина (назовем его Х) работал с человеком, к которому он испытывал такую сильную неприязнь, что даже кушать не мог. Х постоянно жил с ощущением, что тот коллега каждым своим словом, действием или идеей прямо атаковал его в профессиональном или личном плане. Тогда Х придумал трюк. Перед каждой встречей с раздражающим коллегой писал в своем блокноте 2 слова: "Не кипятись". Это помогало ему избегать конфликтов, контролировать напряжение и снижать негативное влияние неприятного коллеги.

Еще одна стратегия: следует тщательно подготовить все свои мысли и идеи до встречи. Это позволит вам методически гнуть свою линию, не отвлекаясь на негатив раздражающего человека.

Этот же процесс позволяет работать независимо от триггеров и помогает контролировать ситуацию.

Домашнее задание: разработайте несколько планов (основной и запасные), как вы будете действовать при встрече с триггером. Попробуйте их в деле.

3. Не торопитесь

В книгах по воспитанию детей часто встречается дельный совет: когда очень хочется жестко наказать ребенка за провинность, надо срочно начать считать до десяти. Этого времени достаточно, чтобы осознать себя здесь и сейчас и не напугать ребенка нечеловеческим криком или рукоприкладством.

В нашей ситуации этот совет тоже работает: как только вы почувствовали, что закипаете, срочно начинайте считать до десяти. Это нужно для того, чтобы префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за логику, могла работать в привычном режиме, позволяя вам соблюдать спокойствие, вести переговоры и предотвращать споры, которые могут выйти из-под контроля.

Самое сложное в этом — в момент "закипания" вспомнить, что надо срочно начать счет. Здесь нужна постоянная серьезная работа над собой и готовность к тому, что в любой момент придется считать до десяти и глубоко дышать.

Домашнее задание: придумайте способ-напоминалку о 10-секундном тайм-ауте, когда он вам понадобится.

4. Если вы — лидер команды

Начальник просто обязан уметь управлять своими эмоциями, это не подлежит обсуждению. Выявление эмоциональных триггеров, разработка плана действий и использование их позволят избегать эмоциональных кризисов, которые подрывают авторитет руководителя и культурную обстановку на рабочем месте.

Гнев — нормальная и здоровая эмоция, но способы, которыми мы его выражаем, могут иметь негативные последствия и способны очень много рассказать как о нашем лидерстве, так и профессионализме.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание