Рубрики

Аналитики Stifel Financial Corp. предупреждают, что спрос на авиаперелеты не вернется к норме к середине 2021 года

Эпидемия коронавируса больше всего ударила именно по отрасли авиаперевозок. Связано это с тем, что многие страны закрыли свои границы для иностранных посетителей, которые прибывают чаще всего именно на самолетах. Аналитики Stifel Financial Corp. дали свое видение будущего развития ситуации.

История проблемы

Ситуация в авиационной отрасли стала ухудшаться постепенно. Когда в начале этого года вспышка COVID-19 была зафиксирована в Китае, многие страны не стали менять расписание авиаперевозок, и глобальное снижение числа перелетов было небольшим. Но по мере разрастания китайской (тогда еще) эпидемии появилось осознание того, что это представляет угрозу для всего мира. В России и во многих других странах было принято решение ограничить авиасообщение с самой крупной в экономическом плане страной. Однако только единичные государства приняли решение о полном прекращении авиасообщения. Большинство же только сократило количество рейсов, и то лишь в Китай.

Поскольку авиация продолжала перевозить большое количество пассажиров, убытки большинства авиакомпаний не были критичными.

Вторая фаза эпидемии, которая переросла в пандемию, стала для мировой трансграничной (а затем и внутренней) авиации поистине фатальной. На этот раз пострадавшими оказались практически все государства. Все больше стран сначала ограничили, а потом и вовсе отменили воздушное сообщение с другими странами. Снижение числа пассажирских авиаперелетов стало поистине драматическим. Соответственно, и убытки, которые понесла мировая авиация, просто огромны.

Что можно ожидать в будущем

Даже если нынешняя пандемия сойдет на нет, долгосрочные перспективы мировой авиации могут оказаться не столь радужными. В мире грядет переосмысление многих вещей. Многие понимают, что именно авиация и массовый туризм поставили под угрозу жизнь и здоровье людей по всему миру. Глобализация сделала свое дело, но теперь у ее противников будет хороший козырь. И вполне возможно, люди перестанут так часто ездить за рубеж. Многие перенесут свои производства поближе к родным границам, а контакты между государствами станут не столь интенсивными, как это было прежде.

А что говорят ученые?

Исследователи, анализирующие ситуацию с распространением COVID-19, уверены, что спрос на авиаперевозки будет ниже уровней прошлых лет как минимум до середины 2021 года. Но и этот срок будет возможен только при наилучшем развитии событий. Если же инфекцию не удастся победить в ближайшие месяцы и она примет сезонный характер (худший сценарий), то частичный или полный карантин может возобновляться при каждом новом всплеске. Как минимум до массового внедрения вакцины, если таковая появится. В России, Европе и США ожидают спад эпидемии по мере роста температур, что может произойти в апреле или в мае, однако осенью, если ситуацию не удастся взять под контроль, вирус вновь активизируется.

Со времени введения всеобщего карантина прошло еще слишком мало времени, чтобы судить о его глобальных результатах. Во многих странах суточное число заражений постепенно уменьшается или почти не меняется, но немало и тех (в их числе, к сожалению, и Россия), где оно пока быстро увеличивается.

Если ситуация начнет устойчиво улучшаться, то в сочетании с накоплением знаний и прогрессом технологий тестирования, лечения и предупреждения заражений в ряде стран эпидемию, возможно, удастся прекратить. Тогда авиационная отрасль будет постепенно восстанавливаться, и к середине 2021 года число авиаперелетов может вернуться к докризисному уровню.

Что думают в авиакомпаниях

Столкнувшись с патовой ситуацией, компании, специализирующиеся на авиаперевозках, готовятся к проблемам, связанным с лавинообразным снижением спроса на их услуги. Помощь США в размере 60 млрд долларов ненадолго повысила стоимость акций, однако затем началось снижение, связанное с неопределенностью в отношении того, на каких условиях она будет оказана. Сам пакет включает в себя кредиты и выплату заработной платы. Это предполагает, что число авиаперелетов внутри США не должно снижаться, поэтому теперь многие самолеты летают, будучи при этом почти пустыми.

Прогноз на летний туристический сезон довольно пессимистичен. Постоянное снижение спроса и карантинные мероприятия внутри страны могут вызвать практически полное прекращение полетов в течение всего летнего сезона, который обычно бывает прибыльным.

Что планируется предпринять

Сейчас авиакомпании исследуют возможность консолидировать свои операции с целью уменьшения совокупных затрат на продолжение обслуживания. Окончательного решения по этому вопросу пока не принято.

В ближайшем будущем компании могут приостановить регулярные перелеты. Об этом говорится в специальном отчете. За этим может последовать уменьшение размеров заработных плат и увольнения сотрудников.

Тем не менее в авиакомпаниях надеются на быстрое восстановление спроса после того, как пандемия пойдет на спад и станет лучше контролируемой.

Что может произойти в недалеком будущем

Улучшение ситуации в Китае также может добавить оптимизма авиаперевозчикам. Сейчас там уже почти не фиксируется внутренних случаев заражения, а все приезжие из-за рубежа тщательно проверяются. В Китай теперь даже прибывают иностранные туристы, хотя карантинные меры для них довольно жесткие.

Очевидно, что борьба с вирусом в разных странах будет иметь не одинаковый успех, поэтому восстановление авиаперевозок в одних регионах будет сочетаться с сохранением запрета в других. Наиболее важна в этом плане ситуация в Европе, США, Китае, Японии, Австралии и некоторых других странах, которые экономически наиболее значимы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание