Рубрики

История американской фирмы Republic, основанной русскими авиаторами

Америка — страна мигрантов. Встречает она своих новых граждан чаще всего неприветливо, но, несмотря на это, очень многие из них находят свой путь к успеху именно здесь, внося вклад в общие экономические успехи. Примеров тому много, и один из них — авиастроительная компания Republic, основанная двумя бывшими российскими офицерами, инженерами и пилотами, Прокофьевым-Северским и Картвели.

Кратко о фирме

Republic

Фирма просуществовала как самостоятельная организация с 1931 по 1965 год, была поглощена более мощным авиапроизводителем Fairchild Aircraft, но и после этого её некоторые традиции новые хозяева предпочли сохранить, а главный конструктор продолжил участвовать в проектах. Второй учредитель тоже никогда не сидел без дела, он всё время что-то изобретал, писал книги и был одним из известнейших в Америке людей. Их судьбы во многом похожи, но до момента встречи этих замечательных инженеров, русского и грузина, у каждого из них была своя судьба.

Прокофьев – Северский

Семья Северских

Совпадения порой кажутся случайными, но иногда в них прослеживается закономерность. Оба будущих компаньона появились на свет в одном и том же городе Тифлисе с интервалом в два года. Александр Николаевич Прокофьев–Северский родился в семье артистов во время их гастролей. Отец, потомственный петербургский дворянин, тогда был беден и зарабатывал на жизнь исполнением опереточных арий. Его сценический псевдоним (Северский) стал приставкой к знатной фамилии. Талант ему позволил заработать достаточно денег, и он даже приобрёл свой собственный аэроплан, на котором как-то покатал своего 16-летнего сына, чем и предопределил его судьбу.

Прокофьев – Северский

Боевой опыт

Потом жизнь Александра Прокофьева–Северского складывалась как у будущего офицера. Морской кадетский корпус, должность юнкера, в начале Мировой войны — Гатчинская авиашкола, потом Севастопольская, пилотирование аэропланов разных типов и, наконец, фронт. Ранение, полученное при выполнении боевого задания, привело к инвалидности — Северский лишился ноги. Отважный лётчик, как позже Маресьев, сумел доказать свою способность пилотировать, совершив безрассудный пролёт под мостом, был за это наказан, затем прощен лично царём и вернулся в воинскую авиационную часть. Официальные сведения о подвигах Северского, вероятно, не совсем полны, так как не все они подтверждены документально, но факт вручения наград (в том числе именного оружия, ордена Св. Георгия IV класса и др.) лично императором Николаем II бесспорен, как и присвоение ему чина капитана второго ранга.

Прокофьев – Северский

Эмиграция

Назначение на должность помощника российского военно-морского атташе в США не вызвало у Северского особой радости, но приход к власти большевиков не оставлял альтернативы пилоту, награждал которого сам царь. По пути следования офицера чуть не расстреляли за принадлежность к «эксплуататорскому классу», но спасла случайность — героя по протезу ноги узнал спасённый им в войну красный «братишка-матрос». В Америке никакого диппредставительства уже не было. Пришлось искать работу.

Republic

В Америке

Фирму, названную позже Republic, основал Александр Прокофьев-Северский, но до этого ему пришлось потрудиться сначала лётчиком-испытателем и инженером-консультантом одной из фирм в Буффало. Спрос на специалистов по авиации в Америке был, и как-то раз во время полётов он дал ценный совет, после которого его знания были оценены генералом Уильямом Митчеллом, будущим инициатором создания ВВС США. Благодаря этой протекции русский лётчик получил должность советника военного министра. К тому времени у него было изобретение — самолётный прицел оригинальной конструкции, и он его оформил юридически, а затем продал армии за 50 тысяч долларов, получив деньги, позволившие открыть, наконец, свой собственный бизнес «Северски Аэрокорпорейшн». В 1927 году лётчик-инженер получил американское гражданство и чин майора вооружённых сил США, к тому же он женился на знатной, красивой, умной и отважной американке. И она тоже была лётчицей. А потом он познакомился с инженером Картвели, своим тёзкой, тоже Александром.

Картвели

Судьба Картвели

Александр Михайлович Картвели родился в грузинской семье в Тифлисе, как и Прокофьев-Северский, был офицером, правда, сначала артиллеристом, а лётчиком стал уже в Париже, выучившись в Высшей авиационной школе. Сходство судеб двух героев истории усиливается и вынужденным характером эмиграции — оба любили свою страну и добровольно её бы не покинули. Работу лётчика во Франции было найти трудней, чем в США, и, чтобы не пропасть, Картвели освоил ещё и профессию электротехника, хотя после окончания Высшей школы по этой специальности ему так и не пришлось работать. Поступило предложение от фирмы Societé Industrielle, который как раз требовались авиаинженеры. Участие в проектировании нескольких аэропланов дало ценный опыт, и у Александра Картвели возникло желание стать конструктором. У него были идеи по поводу создания особого самолёта, огромного и способного преодолевать большие расстояния без посадок. И спонсор был, в лице миллионера Левина, который пригласил его в США. Проект по разным причинам (в основном из-за недостаточного финансирования) не удался. Картвели с Левиным расстался, зато ему встретился Прокофьев-Северский.

 Картвели

Сотрудничество Прокофьева и Картвели

В мире авиации и теперь все друг друга знают, а тогда, в начале тридцатых, он был очень небольшим. Владелец Seversky Aircraft Corp. слышал о талантливом специалисте Картвели и сразу предложил ему пост главного инженера, на что тот дал незамедлительное согласие. Сотрудничество двух конструкторов было плодотворным, они дополняли друг друга. Северский генерировал идеи, которых всегда много роилось у него в голове, а Картвелли, имевший более фундаментальные инженерные знания, думал, как их реализовать. В течение 30-х годов фирма произвела несколько удачных образцов, в основном истребителей, летающих лодок и модных тогда гидропланов-амфибий. Но главное достижение было впереди.

Republic

Концепция

В начале 1939 года Александр Николаевич Прокофьев-Северский посетил Европу, где он установил рекорд, перелетев из Парижа в Брюссель за 33 минуты на самолёте своей фирмы, а заодно предсказал начало войны в сентябре. До этого он неоднократно высказывал соображения по поводу необходимости разработки эскортного истребителя для сопровождения бомбардировщиков, с такой же дальностью полёта, как у них, но его мнение военные чины слушали невнимательно. P-35 армия восприняла позитивно, а P-43 отклонила, посчитав такой большой боевой радиус излишним. Зато два десятка этих самолётов купили японцы, да и в СССР он вызывал интерес. Северский в преддверии предсказанной им войны рискнул и «вложился» в проект. Теперь ясно, что он не прогадал.

Republic

Тандерболт

Это решение вызвало протест совета директоров «Северски Эйркрафт Корпорэйтед», и учредителя отстранили от выполнения обязанностей президента. Фирма могла обанкротиться, если бы не началась война. К тому же Александр Николаевич поссорился с Митчеллом, и вообще дела шли не лучшим образом.

Картвели

Но кресло президента компании досталось его другу, Картвели, который всё равно верил в успех проекта «П-43», доработал его, и в результате получился настоящий шедевр своего времени — P-47 Thunderbolt («удар молнии») — непривычно большой, дальний, кажущийся неповоротливым, но аномально эффективный. Правительственный заказ на 15 тысяч таких самолётов вывел фирму на передовые позиции в отрасли. Поставлялись «Тандерболты» в годы войны и в СССР. Северский был антикоммунистом, но считал своим долгом помочь советскому народу в его борьбе с фашизмом.

Republic

Что было потом?

Позже было разное. Конструкции новых послевоенных самолётов чаще всего оказывались успешными, и даже после того, как Seversky Aircraft Corp. вошла в состав Fairchild Aircraft к названиям машин, проектировавшихся с участием (или под руководством) Картвели, по-прежнему добавляли слово Thunder («гроза»). Сам генеральный конструктор всегда уделял большое внимание эстетике дизайна, высказывая, как и многие его коллеги из разных стран, мысль о том, что «красивый самолёт хорошо летает», а «вооружения только портят внешний вид».

Картвели

Северский стал автором двух книг, в которых выражал идеи американского патриотизма, и следует объективно заметить, что у него были основания придерживаться такого мнения. Оба выдающихся конструктора дожили до преклонных лет и умерли людьми богатыми и увенчанными многими наградами…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание