Рубрики

Приемы переключения контекста помогут тратить на работу в два раза меньше времени

Занятые люди нередко пытаются делать все и сразу - они хотят завершить несколько дел в один и тот же день, если не в час. Но это почти так же эффективно, как пытаться устоять на одной ноге, надеть шляпу и вспомнить стихотворение из школьной программы. И поэтому многозадачность - не самый лучший выход для тех, у кого огромное количество работы. Но как же успеть за бешеным ритмом и переделать все дела? В этом поможет такой инструмент тайм-менеджмента, как переключение контекста.

Сравнение разных типов активности

Известно, что если взять двоих работников из одной и той же сферы, то производительность их труда может различаться в десятки раз. И это касается как физического, так и интеллектуального труда. В то же время эффективность работы даже у одного и того же человека в различные периоды может отличаться в несколько раз. В качестве примера можно рассмотреть грузчика или художника. Первый занимается физической работой. Если человек не выспался, или же у него по каким-то другим причинам снизилась выносливость, то трудиться он будет намного медленнее, чем находясь в своей оптимальной форме. Работники умственного труда в данном отношении мало чем отличаются. Подавленность, плохой сон, какие-либо трудности в семейной жизни - что угодно может сказаться на производительности интеллектуального труда.

Умственная работа: область, где можно повысить показатели

Однако между этими двумя видами работы имеется отличие. Если в случае физического труда производительность никак не увеличить, кроме как при помощи своевременного отдыха, то те, кто работают в интеллектуальной сфере, могут в несколько раз повысить свою эффективность. Многие коучи и тренеры убеждены в том, что трудиться следует не дольше, а качественнее. Мало того, чем дольше человек корпит над умственной задачей, тем ниже становится его эффективность.

Польза правильного переключения контекста

Чтобы повысить производительность, некоторые бизнес-тренеры как раз и рекомендуют работникам интеллектуального труда вовремя переключать контекст, но в то же время не делать это слишком часто. Что означает "переключать контекст"? Если вкратце - вы занимаетесь одной задачей в течение определенного периода, а затем переключаетесь на другую. Согласно исследованиям, на то, чтобы перенастроиться с одного вида деятельности на другой, нашему мозгу требуется не менее 15 минут.

Здесь также можно провести аналогию с физической работой. Например, сейчас вы копаете яму, а потом нужно переключиться на покраску изгороди. Чтобы завершить одно дело и перейти к другому, требуется небольшое приготовление: отнести на место лопату, огородить яму, чтобы в нее никто ненароком не свалился, достать краску для забора и так далее. И поэтому в случае физического труда люди крайне редко переключаются с одного вида деятельности на другой каждые полчаса.

Заниматься чем-то одним

Что же касается умственной работы, почему-то такое происходит сплошь и рядом. Мы начинаем заниматься чем-то одним, потом внимание переключается на другую задачу, затем звонит телефон, и мы вовсе забываем о предыдущих двух делах. Попробуйте понаблюдать за собой: в течение какого времени вы концентрируетесь на одном проекте? Стоит помнить о том, что каждое переключение контекста выбивает вас из колеи. Вам снова и снова приходится проходить этап "врабатывания", длящийся 15-20 минут.

Каким же образом осуществляется управление контекстом деятельности? Рассмотрим несколько основных рекомендаций.

  • Погружаться в работу полностью. Отключить все уведомления, телефоны. Если нужно - то просто закрыться в своем кабинете от посторонних глаз. Вы сами должны решать, когда именно проверять почту или отвечать на звонки. Если вы не сотрудник скорой помощи или атомной станции - поверьте, все самое важное еще успеется.

  • Искоренить привычку к многозадачности. Некоторые исследователи полагают, что привычка заниматься всем и сразу имеет нейробиологическую основу. Проблема в том, что, когда мы переключаемся на новое дело, наш мозг вырабатывает небольшую порцию дофамина - гормона вознаграждения. Получается, что мы испытываем приятные ощущения от многозадачности, однако справиться с делами она не помогает. Выход заключается в том, чтобы дисциплинировать себя, занимаясь одним и тем же делом на протяжении значительного промежутка времени.

  • Вовремя делать паузы. Поработав несколько часов над одной задачей, необходимо переключить контекст - дать мозгу отдохнуть. Например, пройтись, посмотреть смешной видеоролик, помыть посуду. Это позволит восстановить производительность труда.

Психологи считают, что подобное планирование способно повысить эффективность рабочего времени в два раза. Мало того, что у вас получится выполнить все намеченное - результат труда будет также более удовлетворительным, чем в том случае, когда вы пытаетесь успеть все и сразу.