Рубрики

Самые опасные ошибки предпринимателей

Ошибаются все. Нет такого бизнесмена, который бы всегда и при любых обстоятельствах принимал только верные решения и действовал правильно. Однако последствия ошибок отличаются: одни фирмы, оправившись от неизбежных потерь, «выравнивают крен», «выходят из штопора» и продолжают работать, учтя жестокие уроки, а другим же предприятиям приходит конец. Следовательно, ошибки, при всей их серьёзности, делятся на две основные категории – поправимые и роковые. На самых распространённых из последних, вероятно, следует остановиться подробнее, чтобы предостеречь тех, кто их ещё не совершил.

Отказ от критики и самокритики

предприниматели

Отсутствие желания критически относиться к собственным действиям, возможно, самая серьёзная ошибка, и не только в отношении бизнеса, но и вообще. Человек, считающий, что он всегда прав, становится крайне уязвимым объектом (или субъектом, в данном аспекте всё равно).

бизнес

Самое плохое, что может быть в такой ситуации, – поддакивающее окружение, убеждающее лидера в том, что всё идёт прекрасно, а трудности не носят системного характера и пройдут сами собой. Но ещё хуже, если кто-то смело говорит шефу о губительности его действий, а за это подвергается притеснениям или его вообще увольняют. Отсутствие обратной связи, даже кратковременное, ведёт всю систему к краху. Это всё равно что вести автомобиль с завязанными глазами.

Ошибки

Принципиальный отказ от кредитования

Некоторые предприниматели настолько боятся иметь дело с банками, что устанавливают для себя правило полного отказа от использования заёмных средств. Да, к сожалению, финансово-кредитная система в России пока далека от совершенства, и процентные ставки оставляют желать лучшего (то есть меньшего), но порой возникают ситуации, когда время дороже даже очень больших денег.

Ошибки

Если от изыскания нужной суммы зависит, к примеру, участь перспективного направления, обещающего высокую доходность, и вывод предприятия на качественно новый уровень, а денег больше взять негде, то вариант получения кредита нельзя отвергать. Этот вопрос в каждом случае должен рассматриваться сугубо индивидуально, с учётом всех факторов и без заведомой предубеждённости. А риск – ну да, он есть всегда, и даже без всяких займов.

Выбор самого дешёвого помещения

бизнес

Любые издержки, безусловно, следует стремиться снизить, но без излишнего фанатизма, рационально. Затраты на аренду офисов, складов или производственных помещений, производимые лишь по принципу «чем дешевле, тем лучше» могут принести убытки в силу возникновения других проблем, менее очевидных, чем видимая дороговизна. Если владелец недвижимости предлагает свои площади по ценам ниже рыночных, то свидетельствует это в первую очередь об их малой востребованности. Или доехать туда сложно, или со связью системные нелады, или потолки текут, или что-то еще столь же неприятное. Клиент в офис не придёт, товар с дальнего склада возить дорого, сырьё доставлять почти невозможно – и всё, бизнесу конец. Скупой обычно платит слишком дорого.

Экономия на оборудовании

Ошибки

Это касается любой техники, являющейся прямо или косвенно средством производства. В равной степени опасен выход из строя старенького сервера или станка, предназначенного для изготовления основного продукта. Даже дешёвый принтер может принести убытки, так как картриджи к нему бывают слишком дорогими, и достать их трудно. Но самые ощутимые убытки возникают по причине потерянного на устранение неисправностей времени и не выполненных в срок обязательств. Исключение могут составлять случаи, когда отвечающий за закупку бывшего в употреблении оборудования или сам владелец предприятия является специалистом экспертного уровня по этому типу техники, но такое бывает редко.

«Свои люди» в штате

предприниматели

Кто-то может быть убеждён, что его соседка тётя Маша – непревзойдённый бухгалтер (так она говорит). Но взяв её на работу, он убедится, что это не совсем соответствует действительности. Возможны аналогичные ошибки по отношению к друзьям, знакомым и прочим милейшим людям, отказать которым в трудоустройстве крайне неудобно. Не исключено, что они и в самом деле очень хорошие специалисты, и доверять им можно во всём, но…

бизнес

Достаточно включить фантазию и представить себе ситуацию, когда родственник или друг начинает проявлять непрофессионализм, лень или нежелание выполнять распоряжения руководства на том основании, что «просто не хочет». По отношению к человеку постороннему начальник обычно принимает строгие меры, а «своего» жалко наказывать и как-то неудобно. И без панибратства редко обходится. А жена (или муж) просто обидится и надуется, и дома будут неприятные разговоры. В общем, это серьёзная ошибка. Исправлять её трудно и муторно.

Излишняя доброта

Ошибки

По поводу родственников и друзей вроде бы всё ясно, но распространена подобная ошибка и в отношении других сотрудников, совершенно посторонних. За лень, головотяпство и прочие виды ненадлежащего исполнения обязанностей нужно или наказывать, или увольнять, но некоторые руководители жалеют сотрудников, и по-человечески их понять можно. У каждого члена коллектива бывают свои проблемы, и если они не наносят ущерба общему делу, то оказанная помощь лишь поднимет авторитет шефа. Только порой излишняя доброта становится причиной формирования иждивенческого отношения работника к своей фирме. Чрезмерный либерализм приведёт к потере стимулов и разорению предприятия.

предприниматели

Слишком низкие цены на товары и услуги

Стремление завоевать рынок с помощью такого инструмента, как демпинг - распространённая ошибка, приводящая чаще всего к результату, противоположному ожидаемому. Эффект наблюдается лишь в первое время, и в виде увеличения клиентской базы, но сокращение нормы прибыли или деятельность в убыток себе не может продолжаться вечно.

Ошибки

Расценки придётся рано или поздно повышать, что вызовет недовольство потребителей и их отток к конкурентам, пусть и не предлагающим лучших условий, но «из принципа». Сопровождаться эти процессы будут распространением слухов о якобы низком качестве продукта, вдруг подорожавшего (а на деле просто стоящего теперь примерно столько же, или даже немного ниже, чем в среднем на рынке). И виноват в этом будет сам бизнесмен, создавший своему товару репутацию «дешёвки».

«Дешёвый» персонал

Ошибки

Каждый предприниматель хочет заплатить работнику меньше, а получить эффект от его труда как можно больший. Это факт, и дело тут не в марксистских рассуждениях об эксплуатации, а в законах, по которым живёт бизнес. При этом следует учитывать фактор наличия рынка труда, пусть и не получившего достаточного развития во многих постсоветских странах. Иными словами, хороший специалист, как правило, цену себе знает и хочет получать адекватное вознаграждение за свой труд. Можно нанять инженера, юриста или бухгалтера, да и токаря тоже, буквально за копейки, и он будет даже похож на настоящего, но при первой же возникшей проблеме выяснится, что может он не всё. И даже самого необходимого не знает и не умеет. В критической ситуации это может повлечь за собой полный крах.

Ожидание мгновенного эффекта от рекламы

Ошибки

Эпизодически даваемые объявления в самых недорогих печатных изданиях (а большего начинающие предприниматели чаще всего себе позволить не могут) не приводят к массовому притоку клиентов сразу, и с этим обстоятельством нужно смириться. Однако распространённой ошибкой бывает полный отказ от рекламы - «потому что он неё нет никакого толку». Так поступать нельзя. Возможна сравнительная оценка эффективности разных каналов коммерческого продвижения, и для этого желательно проводить опросы посетителей, но не прекращать активности в этом направлении, подкрепляя успех совершенствованием продукта и качества обслуживания. Реклама всегда срабатывает, но не мгновенно.