Рубрики

4-дневная рабочая неделя - секрет спасения планеты? Концепция "антирост" предлагает эффективный выход из положения

В 2005 году Боб Томсон впервые услышал о человеке, марширующем по Франции со своим любимым ослом, привлекая толпы людей своими пламенными речами о том, что потребность человечества в постоянном росте будет нашей гибелью. Мужчину звали Франсуа Шнайдер, осла звали Мармелад.

Томсон, которому тогда было пятьдесят девять лет и который работал в одной из парижских неправительственных организаций, вместе с тремя коллегами отправился в небольшой центральный городок Маньи-Кур, чтобы посмотреть, как Шнайдер завершит последний этап своего путешествия. “Мы приехали туда на выходные, разбили лагерь и просто слушали", - говорит Томсон, ныне пенсионер, живущий в Оттаве.

Что такое антирост?

Как рассказывает Томсон, Шнайдер, промышленный эколог по образованию, описал свое видение degrowth, или антироста. Он утверждал, что экономическое развитие неразрывно связано с ухудшением состояния окружающей среды и изменением климата. Его идея была проста: чем больше товаров мы производим и потребляем, тем больший ущерб мы наносим окружающей среде и неизбежно самим себе. Но что же нужно делать ради спасения планеты?

Шнайдер сказал собравшимся, что решение нашей проблемы очевидно. Правительства должны уделять приоритетное внимание социальному и экологическому благополучию, а не экономическому росту, используя такие инструменты, как более строгое экологическое регулирование, более высокие налоги для богатых и более короткая рабочая неделя (например, работа 4 дня в неделю, отдых - три).

Люди должны зарабатывать меньше денег и покупать меньше вещей — ремонтировать, делиться и обходиться тем, что есть под рукой. Но то, что мы теряем в расходовании энергии, мы приобретаем в досуге и социальных связях.

Томсон, ярый защитник окружающей среды, сразу же зацепился за радикальную философию антироста Шнайдера. Идея имела смысл: "Вы просто не можете иметь бесконечный рост на конечной планете". И сегодня, примерно пятнадцать лет спустя, все большее число защитников окружающей среды и ученых, похоже, согласны с этим. Антирост - это единственный способ предотвратить бедствие, вызванное изменением климата.

Экономический рост не всегда благо

Экономический рост уже давно считается благом. Бурно развивающаяся экономика обычно ассоциируется с увеличением числа рабочих мест, повышением заработной платы и уровня жизни для всех. Однако в последние годы все чаще обсуждаются преимущества и целесообразность постоянного экономического роста.

В 2018 году более 200 ученых опубликовали в The Guardian письмо, в котором призвали правительства серьезно рассмотреть вопрос о дегазации, чтобы избежать экологического коллапса. Среди других сторонников - видные экологи Билл Маккиббен, Наоми Кляйн и канадский ученый Вацлав Смил, который недавно сказал: “Рост должен прийти к концу. Наши друзья-экономисты, похоже, этого не понимают”.

Как COVID-19 изменил нашу реальность

Теперь, с появлением COVID-19, антирост перешел от гипотетической идеи к нашей реальности почти в одночасье. Самолеты перестали летать, заводы закрылись, а розничные продажи резко упали.

Нынешнее замедление отличается от того, которое предвидел Шнайдер и другие: оно было реактивным, незапланированным и нанесло самый серьезный ущерб людям с низкими доходами. Но оно также обозначило прямую связь между экономической деятельностью и окружающей средой. Например, ужасное качество воздуха в Ухане, Китай, резко улучшилось в последние месяцы. Дикая природа вернулась на тихие городские улицы. Выбросы углекислого газа сократились впервые за многие годы.

Для сторонников антироста COVID-19 показал, что радикальные социальные изменения возможны в условиях кризиса. Изменение климата представляет гораздо более серьезную угрозу для человечества, чем вирус, и, если мы вернемся к необузданному экономическому росту, проблема будет только усугубляться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание