Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), глобальная торговая группа, представляющая большинство крупнейших мировых авиакомпаний и грузоперевозчиков, заявила, что она не ожидает, что индустрия авиаперевозок оправится от удара, нанесенного ей пандемией коронавируса, до 2024 года.
Эта временная шкала, которая определяет "восстановление" как возвращение к уровням трафика и доходов 2019 года, является самой пессимистичной из всех предлагаемых группой, которая ранее прогнозировала отскок к 2023 году.
"Это действительно зависит от того, насколько хорошо странам удастся контролировать вирус, - сказал главный экономист IATA Брайан Пирс. - Очевидно, что восстановление будет проблемой. Пока мы не видим прогресса".
Небольшой интерес к полетам
Основная проблема заключается в том, что летающая публика имеет относительно небольшой интерес к полетам.
"В то время как сдерживаемый спрос существует на посещение друзей и родственников и поездки на отдых, потребительская уверенность слаба перед лицом опасений по поводу роста безработицы, а также рисков подхватить COVID-19", - говорится в пресс-релизе IATA.
Сокращение деловых поездок
Кроме того, наблюдается сокращение корпоративных поездок, поскольку компании стремятся снизить расходы и приспособиться к удаленным встречам. Это будет препятствовать восстановлению экономики. Даже когда ситуация стабилизируется, деловые поездки будут возвращаться очень медленно.
"Ожидается, что бюджеты корпоративных поездок будут очень ограничены, поскольку компании продолжают испытывать финансовое давление даже по мере улучшения состояния экономики", - заявила IATA. По мнению группы, опросы показывают, что связь между ростом ВВП и деловыми поездками ослабла, поскольку видеоконференции делают личные встречи менее необходимыми.
Новая волна пессимизма
Пересмотренная временная шкала IATA представляет собой кульминацию новой волны пессимизма авиакомпаний по поводу восстановления путешествий.
В первые месяцы пандемии большинство носителей вируса предполагали двух-трехлетний период восстановления. Одним из исключений был генеральный директор Southwest Гэри Келли, который предложил пятилетний график в апреле. "Исходя из истории в условиях рецессии будет длительный период восстановления для бизнеса, - сказал Келли. - Мне кажется, что могло быть и хуже".
Отраслевые аналитики также поспешили предсказать долгий путь к восстановлению экономики. Спрос на поездки упал в Азиатском регионе в середине - конце января, а в остальной части мира - в середине марта. В то время как аналитики в январе предполагали V-образное восстановление, если влияние распространится на рынки США и Европы, к апрелю эта надежда испарилась.
"Мы все больше убеждаемся в том, что восстановление промышленности до уровня 2019 года будет многолетним делом, - писал в начале апреля аналитик Джейми Бейкер из JPMorgan. - Это приведет к существенному сокращению самолетов и численности персонала".
Непростой путь к восстановлению
"Мы ожидаем, что потребуется от 2 до 5 лет, чтобы восстановиться до уровня 2019 года", - написала аналитик Хелан Беккер из Коуэна в длинном отчете от 13 апреля под названием "Извилистая дорога к восстановлению", добавив: "Наше рабочее предположение заключается в том, что доходы в 2021 г. вернутся к уровню 2016 года".
"К сожалению, возвращение к работе может не означать немедленной стабилизации доходов, - добавила она. - Весьма вероятно, что любое восстановление начнется не раньше четвертого квартала, а затем будет медленно продолжаться до 2021-2022 гг."
Другие ведущие аналитики, в том числе Джейми Бейкер из JPMorgan и Эндрю Дидора из Bank of America, также продолжают предлагать аналогичную временную шкалу, указывая на 3-4-летние периоды в последних исследовательских заметках.
И вот теперь сами авиакомпании сходятся во мнении: дорога назад к "нормальной жизни" будет не только трудной, но и долгой.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание