Рубрики

17 часов в день и 7 дней в неделю: работники круизных лайнеров рассказали об изнурительных условиях, с которыми они сталкиваются на работе

Кто из нас не мечтал постоянно путешествовать, при этом зарабатывая деньги! Однако интервью с 45 работниками круизных лайнеров показали, что такой образ жизни весьма далек от того, каким мы его себе представляем. Смены без выходных, низкая заработная плата и более 11 часов на ногах - это лишь некоторые секреты, которые удалось узнать от сотрудников.

Внезапный визит

Однажды утром в июле 2018 года сотрудник службы по обслуживанию гостей на Норвежской круизной линии услышал стук в дверь. Он открыл ее и обнаружил, что к нему пришли сотрудники пограничного контроля США. Вместе с ними были собаки, разыскивающие запрещенные вещества. Кабину сотрудника обыскивали 30 минут, при этом с самим мужчиной обошлись очень грубо.

«Это было очень неприятно, - рассказал он. - Я не мог заснуть в течение трех дней, поскольку боялся, что они придут снова». Когда офицеры закончили обыск в его комнате, один из них сказал, что его подозревают в транспортировке из-за обмолвки сотрудника агентства во время телефонного разговора. Оказалось, что все дело в том, что сотрудник попросил во время остановки в Мексике купить сгущенное молоко. Другой человек предупредил об этом норвежские правоохранительные органы, и те заявились с проверкой в каюту.

Это стало последней каплей, и мужчина уволился с лайнера через несколько месяцев. «Здесь очень суровые условия работы. - рассказал он. - Вы должны быть подготовлены психологически, и если вы привыкли к хорошим условиям, то вряд ли здесь долго продержитесь».

Круизный бизнес

Круизные лайнеры являются сверхприбыльным бизнесом. В 2018 году Carnival Corporation, которая владеет девятью крупными линиями, получила прибыль 3,2 миллиарда долларов. Royal Caribbean Cruises, владеющая шестью круизными линиями, и Norwegian Cruise Line Holdings, владеющая тремя круизными линиями, получили прибыль в размере 1,8 миллиарда долларов и 954,8 миллиона долларов соответственно. Однако их успех дорого обходится работникам.

17 часов в сутки, 7 дней в неделю

За редкими исключениями, даже вышестоящие сотрудники круизных лайнеров работают по весьма плотному графику. У них нет выходных в привычном понимании, и они заняты семь дней в неделю. Контракт обычно составляется на 10 месяцев, в течение которых у них не бывает ни одного свободного дня. В течение суток сотрудникам редко удается отдохнуть, а средняя продолжительность работы составляет 11 часов (но может доходить и до 17).

Работники круизных лайнеров подчиняются строгой иерархии, которая определяет оплату, условия жизни и контракта. Самыми главными считаются офицеры, менеджеры и ответственные за навигацию люди. На среднем уровне находятся те, кто занят в сфере развлечений, торговли и обслуживания гостей. На самой нижней ступени находятся официанты, бармены и уборщики.

Условия работы

Естественно, чем более низкоквалифицированную работу выполняет человек, тем хуже условия его труда. Ежемесячный заработок официантов часто составляет меньше 2000 долларов. Несмотря на высокие доходы, компании не спешат делиться ими с нанятым персоналом. Годовой заработок сотрудника круизной компании меньше 20 000 долларов, что значительно ниже, чем средняя зарплата в США. И он ничтожен по сравнению с заработной платой директоров. Генеральный директор Carnival получил за 2018 год 22 миллиона долларов, а Royal Caribbean - 12 миллионов долларов. Самую высокую зарплату получают граждане США, а самую низкую - жители Южной Америки, Восточной Европы или Юго-Восточной Азии.

Исследование, проведенное в 2005 году Международным исследовательским центром моряков, показало, что 70% сотрудников лайнеров были из развивающихся стран со слабой экономикой. Уильям Терри, доцент Клемсонского университета, пришел к аналогичным выводам после беседы с сотнями работников в 2007 и 2008 гг.

«Для многих людей в этой сфере есть потолок возможностей, - рассказал он. - Даже если они усердно трудятся и обучаются, они вряд ли станут офицерами или менеджерами». Таким образом, кадровое устройство на круизных лайнерах является еще одним ярким продуктом глобального экономического неравенства. Рабочие ни за что бы не устроились работать на корабль на таких условиях в том случае, если смогли бы найти аналогичную работу дома.

Экономическое неравенство

Представитель Международной ассоциации круизных линий сказал, что некоторые компании стали партнерами учебных заведений в развивающихся странах, чтобы иметь возможность нанять капитанов и специалистов по навигации за меньшую плату.

«Мы признаем, что в нашей отрасли есть небольшое количество недовольных, однако мы можем с гордостью заявить о том, что мы предоставляем рабочие места для тысяч людей, - сказал он. - Фактически процент постоянных сотрудников превышает 80% от общего числа устроившихся на работу».

Не все так плохо?

Аида Карвалью из Бразилии, которая работает менеджером по персоналу в Viking Cruise, рассказала, что между зарплатой сотрудников среднего и высшего звена довольно большая разница. Уборщики зарабатывают менее 800 долларов в месяц, а капитаны - около 15 000 долларов. «Несправедливо, что кто-то работает по 11 часов каждый день без выходных и получает так мало, - рассказала она. - Капитаны чувствую себя королями: им можно делать все, что пожелают, и им никто не говорит ни слова против».

Бывший фотограф Royal Caribbean из Колумбии рассказала, что помимо низких заработных плат довольно сильно унижает пренебрежительное отношение внутри системы. Офицер может прокомментировать прическу или внешний вид сотрудниц, если ему это не понравится.

Разница в условиях труда

Как уже упоминалось, для сотрудников из США и Китая условия оплаты труда будут кардинально отличаться. Вот как прокомментировала эту ситуацию менеджер дочерней компании Carnival Princess Cruises: «Для граждан Филиппин, Индии и Мексики заработная плата ниже, контракты короче, а часов работы - больше. Во время нахождения на судне им не разрешается подниматься на верхнюю палубу. Быть офицером на круизом лайнере неплохо, но если вы работаете официантом, то вам придется несладко».

Также, по словам менеджера, капитаны и офицеры заставляют сначала обслуживать их, а потом гостей судна. Из-за этого людям приходится работать на 1-2 ч больше положенного времени. «Они почти как рабы, которые живут в крошечных каютах и полностью зависят от прихоти офицеров, - рассказал он. - Пока они находятся на лайнере, у них нет никаких прав».

Разрыв между генеральным директором и рядовыми сотрудниками

Генеральный директор Carnival Corp Арнольд Дональд сказал в одном интервью, что не считает, что к членам экипажа относятся с меньшим уважением, чем к офицерам. Однако на практике те просто слишком боятся потерять свою работу, поэтому скрывают свое недовольство, как бы тяжело им ни приходилось. Это создает замкнутый круг, из которого не так-то просто найти выход.

Кроме того, утверждение Дональда слишком явно контрастирует с тем, что говорят уволившиеся сотрудники. Официантка из Колумбии, работавшая в компании в 2017 году, рассказала о своем опыте. Она работала семь дней в неделю по 10-11 часов, но при этом получала всего 1000 долларов. От нее требовали, чтобы она всегда была улыбчивой и приветливой. На Рождество она так соскучилась по дому, что не выдержала и заплакала, спрятавшись в подсобке. Но ее начальник нашел ее и сделал выговор. Тяжелые условия привели к профессиональному выгоранию, и девушка уволилась через несколько месяцев после Нового года.

Работа на круизном лайнере по-прежнему считается выгодной и привлекательной. Однако если вы претендуете не на высшие офицерские позиции, а на обычные должности, то стоит несколько раз подумать. «На судне работать очень сложно, - говорит бывший сотрудник Viking. - Для людей из стран третьего мира деньги действительно неплохие, но вы платите за них своим здоровьем».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание