Согласно данным опроса НАФИ (Национального агентства финансовых исследований), 88 % населения страны предпочитают использовать для проведения финансовых операций удаленные каналы обслуживания: онлайн-кабинет на официальном сайте банка или мобильный банкинг, осуществляемый посредством специальных приложений, скачаных оттуда же. Из числа опрошенных россиян:
- 30 % пользуются интернет-банком;
- 53 % применяют мобильные приложения.
Это стало возможным за счет роста популярности смартфонов и повышения уровня финансовой грамотности россиян.
История развития мобильного банкинга в РФ
Начиная с 2017 по конец 2019 года мобильный банкинг до неузнаваемости изменил привычки жителей и банковскую индустрию РФ. Это связано с ростом продаж финансовых продуктов (вклады, кредитные карты, кэш-карты) посредством мобильных приложений на 2,35-4 %. Мобайл стал первым каналом, посредством которого молодежь начинает знакомство с миром банковских продуктов и финансовых операций, тогда как в зарубежных странах увеличение использования мобильных приложений осуществляется за счет оттока клиентов из интернет-банкинга в мобайл.
Сейчас digital-office позволяет клиентам открыть инвестиционный счет, вклад или получить предварительное заключение о возможности взять деньги в кредит в один клик. Благодаря новым gr-кодам оплата услуг ЖКХ, налогов и штрафов осуществляется путем наведения камеры смартфона на этот код, а оплата мобильного телефона — выбором последнего из списка контактов.
2019 год ознаменовался возможностью снятия наличных при помощи телефона и идентификацией пользователя с использованием биометрических данных (отпечатков пальцев и внешности владельца гаджета). В 2020 году следует ожидать полное внедрение технологий идентификации пользователя в финансовой сфере посредством биометрических данных (голоса, изображения лица, отпечатков пальцев, структуры зрачка) и организаций поиска информации в интернете при помощи голосового запроса.
10 услуг, предоставляемых пользователям мобильных приложений современными финансовыми организациями
- Установка ограничений на совершение финансовых операций.
- Проведение переводов и платежей.
- Получение выписки о транзакциях по карточному счету.
- Подача заявки на получение денежных средств в кредит.
- Открытие и закрытие счетов, вкладов, карт и других банковских продуктов.
- Проведение брокерских операций.
- Открытие инвестиционного (накопительного) счета или депозита.
- Получение консультаций посредством интернет-чата.
- Заказ всевозможных справок и иных документов.
- Разбор жалоб и претензий.
Способы защиты пользователей от мошенников
Для защиты смартфонов от атаки хакеров происходит внедрение дополнительных способов аутентификации клиентов банковских сервисов посредством распознавания голоса, идентификации изображения лица, считывания отпечатков пальцев и рисунка зрачка.
Для защиты денег клиентов банками также применяются специальные механизмы обработки массивов данных, что позволяет финансовым организациям снизить вероятность мошенничества и утечки информации по внешним каналам.
Совершенствование механизмов защиты пользователей финансовых услуг осуществляется также путем исследования истории поведения клиентов и создания шаблонов на основе поведенческих паттернов, несоответствие которым сигнализирует о попытке проведения мошеннических операций и иных нарушениях. Это позволяет максимизировать уровень безопасности при использовании удаленных каналов при совершении транзакций.
Способы совершения безопасных платежей при помощи телефонов
Визуально оплата покупок в торговых сетях при помощи телефона происходит следующим образом: смартфон подносится к терминалу и в считаные секунды с банковского счета списывается нужная сумма. Безопасность передачи данных и шифрование в данном случае осуществляются посредством технологии токенизации. Даже если в момент оплаты мошеннику удастся получить токен, вывести деньги с банковской карты у злоумышленника не получится.
Однако для повышения уровня безопасности платежей при помощи мобильного телефона следует соблюдать меры предосторожности, позволяющие минимизировать риски кражи денежных средств. К ним относятся:
- использование встроенных способов защиты информации от несанкционированного доступа (touch и face-id, а также ПИН-код и надежные пароли);
- заблаговременная установка антивирусного приложения на смартфон;
- сокрытие пароля, полученного на телефон, от посторонних глаз в момент введения цифровых данных.
Не стоит также забывать об общепринятых мерах цифровой гигиены в момент использования мобильного банка, оплаты товаров или услуг при помощи телефона. К ним относится:
- регулярная смена пароля от банковских приложений и социальных сетей;
- запрет на пользование онлайн-банкингом с чужого ПК или необходимость удаления после сеанса из кэша соответствующей информации;
- ограничение публикаций персональных данных в социальных сетях и переходов по подозрительным ссылкам.
Заключение
Популярность мобильного банкинга продолжает расти за счет совершения финансовых операций без ограничений во времени и пространстве, то есть благодаря их соответствию насущным потребностям клиентов. И хотя история существования интернет-банкинга в РФ насчитывает лишь 20 лет, а мобильных приложений порядка 10, последние продолжают охватывать все новых и новых клиентов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание