Пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар по предприятиям, независимо от их размера и формы собственности. Многие владельцы малого бизнеса не смогли сохранить свой бизнес в сложных экономических условиях. Однако среди них есть и те, которым удалось не только удержаться на плаву, но и начать строить планы по дальнейшему развитию своих предприятий.
Героями этой статьи стали земляки, жители города Челябинска Дмитрий Корноухов и Татьяна Дудаладова, которые создали успешный бизнес на досках: у Дмитрия они предназначены для спорта, а у Татьяны – для кухни.
Из офиса в столярный цех
Несколько лет житель Челябинска Дмитрий Корноухов работал менеджером, продавал электроинструмент, расходные материалы, сварочное оборудование. Отлично справлялся с поставленными задачами и был на хорошем счету у начальства.
Его жизнь круто изменилась, когда три года назад он увидел фото реечной лодки, каяка. Друзья и коллеги были очень удивлены, когда узнали, что Дмитрий решил сменить офис на столярный цех. Мужчина объяснил свое решение тем, что ему неинтересна офисная жизнь, продажи. Он не скрывает, что может хорошо выполнять эту работу, но она не приносит удовлетворения.
После того, как он впервые увидел каяк, он понял, что если начнет производить нечто подобное, совпадут все его желания. Своими планами он поделился с супругой, и она поверила, поддержала.
Важно решиться на первый шаг
Эта идея какое-то время вынашивалась. Дмитрий не скрывает, что были сомнения: а если не получится? Но потом он все-таки решился уволиться. Надо сказать, что прежде Дмитрий с деревом никогда не работал, поэтому решил начать с более простых вещей. Первый опыт оказался неудачным.
Сейчас Дмитрий не любит о нем вспоминать. До того как арендовать гараж и начинать новое дело, в котором было все непонятно, он сфотографировал стульчик своей маленькой дочери, выложил фото на «Авито». Практически сразу ему заказали 30 таких изделий. Это был решающий момент — либо необходимо отказаться, потому что страшно, либо берешься за заказ. Начинающий мастер выбрал второй вариант, но стульчики получились такими ужасными, что он был уверен, что их вернут. Так и случилось: Дмитрий вернул деньги и извинился перед заказчиками. Несмотря ни на что, сегодня он считает, что этот эпизод стал для него важным и поучительным началом.
После этого он уже более успешно упражнялся в изготовлении столов, полочек, стеллажей. С каждым новым заказом результат все больше радовал его. За первую доску он решился взяться только через 9 месяцев. К тому времени он уже арендовал гараж за 2,5 тысячи рублей, купил фрезер и пилу за 10 тысяч.
Бизнес… на воде
Нарабатывая практические навыки, нельзя было забывать о теории. Литературы по столярному делу можно найти немало, а вот руководств по сбору лодок и сапбордов (доски с веслом) практически нет на русском языке. Приходилось изучать информацию из англоязычных источников.
Свою первую доску он начал делать один. Работал на голом энтузиазме, возможности нанять помощника, что-то предложить ему в перспективе у Дмитрия не было. Значительно позже к нему присоединились друзья. Случайно они зашли в мастерскую и поверили в его проект. Теперь предприятие состоит из трех человек: Дмитрий, Евгений и Никита.
Начало бизнеса
Молодые люди нашли поставщиков материалов, обновили инструмент. Все необходимое для производства они приобретают в Москве и Санкт-Петербурге. Первый, экспериментальный образец был выполнен из древесины, которую можно купить в Челябинске. Новые доски стали шире и объемнее. При этом они легче на 30–35%. Их ребята изготавливают из павловнии. Это очень легкая древесина, распространенная в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Столь необычное название растение получило в честь Анны Павловны, дочери императора Павла I.
Второй сапборд был продан. Заказчиком стал житель Санкт-Петербурга, который захотел принять участие в процессе постройки. На неделю он прилетал в Челябинск и часть работы выполнил собственными руками. Вернувшись в Северную столицу, он арендовал мастерскую и сам начал изготавливать сапборды и серфы.
Теперь в компанию Дмитрия обращаются спортсмены не только из России, но и из Европы. Доски изготавливаются по предзаказу и на склад. На одну в среднем требуется не менее 40–50 часов, но за пять рабочих дней ее изготовить не удается, поскольку есть процессы, растянутые во времени. Основываясь на практическом опыте, Дмитрий говорит, что на изготовление одного сапборда необходимо полтора месяца.
Сейчас в мастерской в работе находятся 4 доски. Пока стабильного графика нет, но в мастерской, которую Дмитрий с друзьями арендуют в настоящее время, можно в месяц производить 4–6 сапбордов. Стоимость досок различная, в зависимости от модели. Минимальная цена — 80 тысяч рублей. Дмитрий больше не получает негативных отзывов. Его хобби трансформировалось в крепкий и надежный бизнес.
Куда отправляются доски?
Раньше их заказывали жители Москвы, Санкт-Петербурга, городов Дальнего Востока и Урала. В новом сезоне друзья решили осваивать европейский рынок. В Европе сапбординг очень популярен, да и покупательская способность выше, чем в России.
Первые заказчики были из Германии, но пандемия несколько спутала карты: спрос есть, но сделки не совершаются, европейцы не уверены, что нынешним летом их выпустят на озера.
Дмитрий нисколько не жалеет, что ушел из офиса. Для него важно, что ему удалось найти любимое дело, которое дарит ему не только неплохой заработок, но и эмоции. Ему нравится заниматься тем, что радует не только его, но и других людей. Он уверен, что у его проекта большое и светлое будущее.
Татьяна Дудаладова
Информация о бизнесе Татьяны впервые появилась три года назад. Тогда, находясь в декретном отпуске, Таня начала выжигать по дереву. Очень скоро ее хобби превратилось в семейный бизнес. Она стала производить кухонные доски и деревянную посуду. Однако после публикации на нее посыпались скептические комментарии: люди не верили, что это ремесло способно давать стабильный доход. Многие предлагали встретиться с мастерицей через несколько лет, чтобы посмотреть, что станет с ее бизнесом.
Напомним, что Татьяна начала работать с мужем и отцом. За три года состав их малого предприятия не изменился.
Первый крупный заказ
Татьяна признается, что, читая негативные комментарии, она очень переживала, но вскоре раздался звонок из ресторана «Родня» и был сделан заказ на крупную партию досок и посуды. Стало ясно, что продукция малого предприятия может быть востребована не только для домашней кухни и в качестве подарков, но и крупными пищевыми предприятиями.
Для ресторана семья изготовила для подачи шашлыка несколько досок разного размера — от совсем маленьких до огромных банкетных.
Как обстоят дела сейчас?
Сегодня предпринимателям делают заказы множество ресторанов, причем не только из Челябинска, но и из других городов России. Ассортимент их продукции перевалил за 100 позиций. Недостатка в заказах они не испытывали даже в период пандемии.
Семья Дудаладовых постоянно работает над совершенствованием технологии производства и улучшением качества обслуживания заказчиков. Татьяна говорит, что какой бы качественной ни была обработка дерева, верхний слой масла при частом использовании смывается. Предприниматели для этих случаев ввели гарантийное обслуживание. При необходимости мастера забирают свою продукцию, заново шлифуют и покрывают маслом.
Несмотря на сотрудничество с ресторанами, Татьяна не прекращает работать с частными заказчиками. Если для гравировки крупных партий она использует лазер, то индивидуальные заказы она выполняет только вручную. Сейчас у нее пополнился запас инструментов: 5 выжигателей с различными мощностями, насадками, иглами.
Конкуренты
За эти годы у Татьяны их появилось немало. Но она относится к этому философски, считая, что здоровая конкуренция стимулирует развитие предприятия, заставляет постоянно придумывать что-то особенное. К примеру, сегодня стали очень популярны винные столики, стоимость которых составляет 4,5 тысячи рублей.
Новый цех
Татьяна начинала работать в своей кухне. Сегодня семья имеет трехэтажный цех, где есть место для столярной мастерской, где работают муж и отец, помещения для обработки и декорирования.
Работа во время пандемии
До объявления самоизоляции семья должна была принять участие в выставках в Казани, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и в Тюмени, где планировалось подписание выгодных контрактов. Некоторые мероприятия были отменены, другие перенесли на более позднее время.
Предприниматели запустили антикризисную акцию «Минус 40%» на все изделия. Это позволило собрать крупный оптовый заказ. Таким образом, мастера были обеспечены работой. На эту акцию откликнулись постоянные заказчики и новые клиенты. Во время карантина мастера ни одного дня не сидели без дела.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание