Рубрики

Чудеса риторики: как построить монолог так, чтобы не только заинтересовать аудиторию, но также быть понятым и запомниться

Помимо своих невероятных аналитических способностей и боевых навыков, Джеймс Бонд запомнился нам своим фирменным стилем одежды и тем, как он представлялся. «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд», - эта фраза стала нарицательной. Но не многие знают, что эта фраза построена согласно риторическому приему частичного повтора. Этот же прием использовал Шекспир в своем произведении «Гамлет», где герой вопрошал в безмолвный зал: «Быть или не быть?»

По словам исследователя речевых инструментов Марка Форсайта, риторические приемы, которые использовались с давних времен, являются мощными техниками, действующими на подсознание слушателей, помогают быть услышанным. В одном из своих выступлений он описал приемы, которые помогут сделать речь незабываемой, невероятно интересной, оставить в памяти собеседников все слова говорящего. Сегодня мы можем использовать эти инструменты как дома, так и на работе, чтобы коллеги услышали то, что вы хотите донести среди общего разговора, и запомнили это. Узнайте, как построить монолог, чтобы быть понятым слушателями.

Сдвоенность

Эта техника имеет еще другое название в риторике – анадиплозис. От греческого слова «сдвоенный». Суть его в том, что говорящий соединяет одно предложение с другим путем построения последнего слова предложения в следующем. Пример: «Упорный труд ведет к успеху. Успех ведет к счастью. Счастье – это то, чего мечтает достичь каждый, не так ли?» Этот прием используют, когда нужно мотивировать кого-то быть усерднее, работать в команде. Такое сочетание предложений гораздо лучше воздействует на сознание собеседника, чем, например, фраза: «Без тяжелой работы вы не будете счастливы». Проверьте на себе, это действительно так.

Крестообразная замена понятий

Второе название – хиазм. С помощью этой техники слова из первой части предложения переворачиваются и повторяются во второй части противоположно по смыслу. Например: «Не спрашивайте, что наша компания может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для нашей компании». Этот прием отлично помогает разобраться и поставить точку в сложных вопросах.

Повтор

Именно этот прием использовал Джеймс Бонд. Его представление иллюстрирует то, как фраза режется на две части и одно слово повторяется дважды, с применением вводных или дополнительных слов. Конечно, не надо так представляться на деловом совещании, это вызовет скорее негодование и смех. Например, можно использовать этот прием, если вы желаете похвалить коллегу. «Вы трудолюбивый человек. А мы все знаем, что трудолюбивые люди составляют костяк нашей компании». В этой речи акцент делается на фразе «трудолюбивый человек», которая повторяется во втором предложении.

Анафора

Это чрезвычайно мощная техника, суть которой в повторении определенной фразы или слова в начале, а далее последовательно во всей речи оратора. Используется для акцентирования внимания на какой-либо точке монолога. Эффективно воздействует на аудиторию во время лекций, выступлений, обращенных к группе людей или аудитории. Например: «У нас есть новая команда, у нас есть новое решение и у нас есть новая тактика, чтобы преодолеть трудную ситуацию. Сейчас у нас есть все, чтобы уложиться в отведенный срок и сделать так, чтобы это произошло».

В заключение

Эти риторические инструменты просты и предназначены не только для тех, кто произносит речь на публику. Как только вы овладеете искусством слова, то станете использовать при диалоге, в обычной деловой беседе с клиентами и даже в переписке. Эти техники дадут вам дополнительное преимущество и заставят людей считаться с вами в коллективной работе.