Рубрики

Эффект владения, или почему мы переоцениваем стоимость вещей, которыми обладаем

Консюмеризм - это бич современности. При этом нам, конечно, известно, что духовное важнее материального. Но как приятно обладать! Ведь это мы, переезжая, стараемся не забыть ничего своего, вплоть до резинки для волос. Мы привязываемся к вещам, наделяем их какой-то духовной составляющей. В итоге нам кажется, что прожить без них мы уже не сможем, а расставание с ними оставляет в нашей душе кровоточащую рану. Почему так происходит?

Психологический феномен

Эффект переоценивания заключается в том, что человек получает удовольствие от владения каким-либо предметом. Впервые этот феномен был описан в 1970-м году экономистами Ричардом Талером и Даниелем Канеманом. В книге "Думай быстро... решай медленно" Талер описывает его следующим образом:

К примеру, у вас на руках билет на концерт популярной группы, который вы приобрели за номинал – 200 долларов. Вы страстный фанат группы и запросто заплатили бы до 500 долларов за билет. Билет у вас есть, и вы читаете в Интернете, что более богатые или более отчаянные поклонники предлагают 3000 долларов. Продадите? Если вы такой же, как большинство зрителей аншлаговых концертов, то не продадите. Ваша минимальная продажная цена – выше 3000 долларов, а максимальная покупная – 500 долларов. Это пример эффекта владения, который поставит в тупик приверженца стандартной экономической теории.

Талер также утверждает, что подобные товары распространяются чаще всего на предметы, использование которых доставляет нам удовольствие. Это может быть вино, билет на концерт, маленькая бытовая принадлежность.

Талер утверждает, что в человеческом понимании все просто - мы консервативны по природе и желаем видеть вещи такими же, какими они были раньше.

Конечно, с наличием данного феномена согласны не все ученые. Ведь он наблюдается не у всех и не во всех ситуациях. Однако исследователи давно отметили: негативные эмоции, полученные от потери, гораздо сильнее радости от нового приобретения.

Интересный эксперимент

Подтверждает данную теорию эксперимент, который был проведен Талером, а также психологами Д. Канеманом и Д. Кнетчем. В нем приняли участие молодые студенты. Они заполняли небольшие анкеты, а в качестве благодарности получали симпатичные кофейные чашки. Затем исследователи предложили им обменять чашки на ручки либо продать их. Как оказалось, практически все испытуемые отреагировали несколько непредсказуемо. Более 90% студентов отказались от обмена, а продать чашки согласились лишь по завышенной цене.

Это исследование заставило ученых предположить: люди склонны устанавливать для вещей, которыми они владеют, неоправданно высокую цену. И абсолютно неважно, был предмет приобретен или подарен. Почему? Все очень просто: люди испытывают эмоциональную привязанность к вещам, которыми владеют. Эффект владения чаще всего развивается в отношении семейных реликвий или безделушек, которые ассоциируются у нас с чем-то приятным. Товары повседневного спроса вызывают меньшую привязанность.

Дело в детстве?

Вероятно, привязанность к вещам формируется у нас в раннем детстве. Впервые это заметил детский психолог Пиаже - ребенок, потерявший игрушку, приходит в отчаяние, а затем в ярость. Вероятно, отметил специалист, потому, что в детстве мы склонны отождествлять себя с предметами, которыми владеем. Или, возможно, индивидуум стремиться считать себя уникальным и неповторимым, а в детстве эта жажда практически непреодолима. Соответственно он верует в уникальность и своих вещей.

С целью подтверждения данной теории был проведен эксперимент. Детям 3-4 лет предлагали новую игрушку взамен на старую, внешне выглядящую точно так же. Малыши в ужасе отказывались.

Есть также гипотеза, гласящая, что эффекту владения подвержены не все люди. Исследователи утверждают, что наиболее привязываются к вещам люди грамотные, живущие в странах с высоким уровнем экономического развития. А вот у танзанийского племени эффект владения обнаружен не был.

Увы, избавиться от эффекта владения нельзя. Но можно научиться более осознанно воспринимать окружающий мир.

Заключение

Вероятно, переоценить вещи современному человеку легко потому, что по натуре он достаточно мелочен. Все мы душой привязываемся к материальному миру, потому что духовный пока нам мало доступен. Высокий уровень духовного развития полностью освобождает человека от материальных привязанностей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание