Рубрики

Эксперт показывает на примере, что корпорации, увольняющие сотрудников в разгар пандемии, совершают ошибку

Пандемия коронавируса привела к тому, что многие технологические компании мира увольняют работников. Но эксперты полагают, что это недальновидная политика, и доказывают это на примере. Увольнение работников компании IBM во времена Великой депрессии в США было не лучшей идеей.

Сотрудники, как бы цинично это ни прозвучит, тоже инвестиция, которую нужно беречь, и тогда это может принести плоды. По крайней мере, в этом уверен Кевин Мани, консультант компании Category Design Advisors и автор многочисленных книг в сфере занятости и технологий.

Увольнять или не увольнять?

Во всем мире даже крупные компании увольняют работников на период кризиса, вызванного пандемией COVID-19 дико. Около трети компаний сделали это, а во многих отраслях безработица может достигнуть 20 процентов к лету. Миллионы людей теряют рабочие места.

Тем не менее, некоторые крупные американские технологические компании - Cisco, Nvidia, ServiceNow – решили не увольнять сотрудников даже ценой крупных денежных затрат. Может показаться, что их руководство сошло с ума или занимается филантропией.

Но история компании IBM 30-х годов прошлого столетия демонстрирует, что это не так. Политика генерального директора тех времен чуть не уничтожила IBM, но в конечном итоге привела ее почти к 50-летнему господству в отрасли.

Работа во времена кризиса

Экономика США в первые годы депрессии была в ужасном состоянии. ВВП сократился на 8% в 1930 году и еще на 7% в 1931 году. Более 3000 банков обанкротились. Безработица выросла до 20%, а очереди за супом вытянулись вдоль улиц так, что окружали целые кварталы.

В то время IBM не была крупной компанией, хотя и создала новую категорию «обработки данных». Это были табличные машины и электромеханические перфокарты - предшественники компьютеров, - которые помогли крупным компаниям управлять информацией. Рынок этого продуктов во время депрессии сократился наполовину. Заработная плата упала так сильно, что нанять клерков для обработки данных было дешевле, чем купить такую машину.

Оправданный риск

Однако руководитель компании IBM Томас Уотсон не сдавался. «Я не вижу признаков серьезной рецессии, - сказал он журналисту Forbes в интервью от 1 апреля 1930 года. - Я думаю, что 1930 год окажется очень хорошим для бизнеса». И Уотсон подтвердил свои слова делами. Он пообещал две вещи – не закрывать заводы и никого не увольнять; а также увеличить расходы на исследования и разработки.

Уотсон считал, что на самом деле потребность в его машинах для обработки данных существует, просто его клиенты откладывают покупку во время кризиса, но когда он пройдет и начнется рост экономики, то они снова станут их покупать. Поэтому он хотел, чтобы компания IBM была к этому времени готова воспользоваться этим требованием. И держал в «боевой готовности» фабрики по сборке машин и запчастей, а продукцию на складах. С 1929 по 1932 год IBM увеличила производственные мощности на треть.

Но при этом он поставил собственную компанию под угрозу величайшего риска. Его финансисты подсчитали, что если доходы IBM продолжит падать после 1933 года, то финансовая стабильность компании рухнет. Но Уотсон все равно продолжал производить свои машины. Он заявил менеджерам, что идет на этот риск ради будущих доходов.

"Новый курс"

12 января 1932 года Уотсон объявил, что IBM потратит миллион долларов - почти 6% от общего годового дохода компании - на создание исследовательского центра мирового класса в Нью-Йорке. Этот центр в течение эпохи Великой депрессии разрабатывал инновационные технологии, что позволило Уотсону опередить всех потенциальных конкурентов.

Но дела на производстве были близки к катастрофе. У компании кончились деньги. В 1932 году акции IBM упали до уровня 1921 года. Совет директоров даже хотел сместить руководителя. Но все изменилось в 1932 году, когда президентом США был избран Франклин Рузвельт. Он предложил план экономического стимулирования – так называемый «Новый курс», а еще через три года подписал Закон о социальном обеспечении.

Схватить удачу за хвост

Именно этот закон создал всем предприятиям огромные проблемы с обработкой информации. Нужно было составлять миллионы отчетов о социальном обеспечении, а государственные службы должны были их обрабатывать. Тогда-то спрос на продукцию IBM возрос многократно. Компании и правительственные учреждения просто стояли в очереди за табуляторами.

Тут-то и пригодились склады, заполненные машинами и запчастями, а заводы, которые не останавливались, делали еще больше. А поскольку IBM финансировала исследования и внедряла новые продукты, у нее были лучшие, более быстрые и надежные машины, чем у любой другой компании.

Доходы компании выросли с 19 миллионов долларов в 1934 году до 31 миллиона долларов в 1937 году. В течение следующих 45 лет они неуклонно возрастали, поскольку IBM доминировала в отрасли обработки данных. Уотсон говорил, что ничего не знал о новом Законе. Секрет его успеха заключался в трех вещах – смелости, удачи и умении быть готовым поймать удачу за хвост.

Пандемия, как и другие кризисные явления, приводит к изменениям в экономике и обществе. Спад в экономике оборачивается трагедией для миллионов рабочих и малых предприятий, особенно в сфере туризма и розничной торговли. Но это также открывает и новые возможности.

Пример Уотсона говорит о том, что если у лидеров в сфере бизнеса хватит смелости подготовиться и воспользоваться этими возможностями, то они одержат победу, пока их конкуренты увольняют сотрудников, стараясь сэкономить на людях.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание