За прошедший месяц мы наблюдали, как мир медленно осознает, что слово «существенный» действительно означает для глобальной экономики. Во многих случаях нашими героями являются те, кому платят меньше всего (технические работники, кассиры, почтальоны, медицинские работники и другие), часто с минимальной гарантией занятости. И так как эти работники во всех странах борются за улучшение условий труда и усиление мер предосторожности, именно они становятся причиной корпоративной политики, призванной защитить компании от таких же голосов.
Драма реальности
Этот дисбаланс сил иногда служит вдохновением для уничтожения классовой полемики в кино. Тем не менее не каждая история, которую стоит рассказать, - это история революции. Для многих повседневная реальность борьбы в капиталистическом обществе может напоминать фильм «Два дня, одна ночь» 2014 года от бельгийских кинематографистов, братьев Жан-Пьера и Люка Дарденна. В этом фильме Дарденны показывают, как эти системы работают, чтобы подорвать тех, кто больше всего нуждается в реформе. Они также показывают, как в обстановке, лишенной сострадания, небольшие акты сочувствия могут быть нашей спасительной милостью.
Как возникла идея?
«Два дня, одна ночь», возможно, достигли конца беспрецедентной французской рецессии, но трудности, описанные в фильме, не представлены как уникальная проблема 21-го века. Идея создания фильма возникла из научной статьи 2000 года «Вес мира: социальные страдания в современном обществе», в котором были рассмотрены конкретные примеры классовой дискриминации со всего мира.
«В книге было, вероятно, 15 тематических исследований и 15 анализов, и одна из этих историй была отстранена от работы из-за влияния менеджеров, которые заставили других работников согласиться отвергнуть эту идею», - сказал Жан-Пьер Дарденн в своем интервью. «Мы с Люком много раз говорили об этой истории, и мы просто никогда не могли ее поднять. Пока другие факторы не повлияли на наше мировоззрение».
Тематическое исследование истории
В режиссерской версии этого тематического исследования рабочая сила - Сандра (Марион Котийяр, которая получила номинацию "Оскар" за свою роль). Находясь в отпуске по нетрудоспособности на местном заводе, Сандра узнает, что владельцы компании, где она работала, убедили всех сотрудников уволить ее. Когда ее попросят выбрать между большим бонусом или немедленным возвращением Сандры, ее коллеги неохотно выбирают бонус. Это вынуждает Сандру начать кампанию продолжительностью в выходные дни, чтобы убедить своих коллег, по одному, что они должны пересмотреть свое решение на окончательном голосовании в понедельник. Если они снова выберут бонус, Сандру формально уволят, а дом ее семьи может забрать банк.
Главная героиня, как отражение всего рабочего класса
На протяжении всего фильма Сандра ведет одинокую войну против депрессии. Одним из самых болезненных элементов «Два дня, одна ночь» является то, как друзья и члены семьи Сандры помогают ей справиться с ситуацией. Как и многие другие невидимые болезни, депрессия Сандры не постоянна. Ее психическое здоровье иссякает и течет по всему фильму, и, как следствие, ее группа поддержки изо всех сил пытается оказать постоянное влияние на ее жизнь.
Ее муж Ману (Фабрицио Ронгионе) ободряет и проявляет любовь по отношению к своей супруге, но он также бросает ее в нездоровую конфронтацию с ее коллегами. В результате ее настроение склонно к ухудшению, что заставляет Ману отвернуться от нее, чтобы не потерять работу. Это двойной удар, который наносит судьба девушке.
Ее коллеги еще менее уверены в том, как поступить в такой непростой ситуации. В одной из сцен Хичем - один из тех, кого Сандра не может сплотить в своих целях, ъ признается, что бригадир Жан-Марк предположил, что Сандра теперь не выгодна фабрике, на которой проработала долгое время. Хичем попытался встать на сторону владельцев фабрики.
«Я не стал слабее после аварии, - объясняет он. - Я был более мотивирован, помнишь?» Конечно, Хичем имеет в виду то, что Сандра еще молода и найдет себе другую работу, но он не понимает, что психическое заболевание не обязательно является чем-то, от чего вы полностью выздоравливаете со временем. Тем временем те, кто понимает битву, с которой сталкивается Сандра, беспокоятся, что она может больше не справляться с этой задачей.
Концепция фильма
Это невежество делает Сандру особенно уязвимой для махинаций Жана-Марка, фабричного мастера, который начинает открытую кампанию против ее возвращения. От принуждения к открытому голосованию по поводу ее увольнения, тем самым принуждая избирателей принять сторону желаемого результата компании, до распространения лжи о возможном сокращении, Жан-Марк обеспечивает видимость демократического процесса.
Трагедия, конечно, заключается в том, что Жан-Марк расположен гораздо ближе к заводским рабочим, чем корпоративные боссы. Именно Дюмон, начальник фабрики, обладает реальной властью, но, как это часто бывает, он никогда не чувствует необходимости запачкать руки, когда дело доходит до кадровых решений.
«Два дня, одна ночь» - это не фильм, который восхваляет бедность. Нет никакого тихого чувства гордости в семьях рабочего класса, которые посещает Сандра, только ощущение, что они - одна пропущенная зарплата или один удержанный бонус, вдали от наблюдения, что их собственная жизнь разваливается.
Большинство людей, которых Сандра посещает на выходных, заняты на второй работе. Вилли ремонтирует и перепродает старую плитку. Хичем работает в местном продуктовом магазине. Тимур тренирует футбольную команду. Некоторые домохозяйства имеют несколько поколений под одной крышей, в то время как другие трудятся в поте лица, чтобы найти переломный момент между своими заработками и семейными расходами.
Рабочий класс
Когда они говорят о том, что их бонусы можно купить, они говорят о расходах на образование, счетах за коммунальные услуги и необходимых расходах на проживание. Мы можем не согласиться с мыслью о том, что коллеги будут продавать друг друга за тысячу евро, но каждый сотрудник демонстрирует, как много раз этот бонус может означать для их ежемесячных расходов.
«Два дня, одна ночь» никогда не смотрит свысока на своих персонажей за эти решения. Чаще всего сами персонажи испытывают чувство вины, почти с облегчением, увидев Сандру, и имеют возможность изменить свое решение во время голосования.
Как сложно принять решение
Такой подход «от зарплаты до зарплаты» дает фильму очень узнаваемую ауру отставки. Беседы Сандры с ее коллегами часто показывают один и тот же диалог: она утверждает, что не ее выбор заставлять ее коллег выбирать, они указывают, что то же самое можно сказать и о них, но эти обмены лишены какого-либо реального гнева.
Основная эмоция Сандры - стыд. Ей стыдно за то, что она должна попросить своих коллег принять решение в ее пользу, чтобы не потерять работу. Фильмы другого типа могли бы вернуть бремя Жан-Марку или Дюмону, но люди, которые представлены в картине «Два дня, одна ночь», слишком неустойчивы, чтобы беспокоиться о солидарности. Они чувствуют горечь Сандры, но их собственные семьи должны быть на первом месте.
Заключение
Снятый, как явная аллегория для социальных страданий, фильм «Два дня, одна ночь» мягко драматизирует тяжелое положение бесчисленных передовых рабочих по всей стране. Что вы делаете, когда не можете себе позволить уволиться с работы, которая заставляет вас страдать, или наоборот? И как вы противостоите компаниям, которые относятся к вам как к одноразовым активам? У Дарденн, возможно, нет ответа на любой из этих вопросов, но они признают важность того, чтобы их задавать, и они полны решимости помочь вам. Иногда искусству нужно только напоминать нам о реальных битвах, ожидающих сражения. Чтобы понять ситуацию, происходящую сегодня, вам в обязательном порядке необходимо посмотреть эту гениальную картину.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание