Масс-маркет, как и многие другие отрасли, сейчас переживает не лучшие времена. Рабочие швейных фабрик в Бангладеш даже выходили на протесты из-за задержек зарплаты. Все потому, что крупные розничные торговцы отменили заказы на миллиарды долларов во время пандемии. После выхода из карантина мы наблюдаем длинные очереди у магазинов брендов H&M, Zara и Primark в городах от Лондона и Парижа до Мадрида и Берлина.
В простое виноваты не потребители, а бизнес-модель
Система быстрой моды не устойчива, что и показывает контрастный спрос. Для многих – поход в магазин не роскошь, а необходимость. Например, для родителей, чьи дети переросли свою одежду во время блокировки.
«Люди выстраиваются в очередь за пределами магазинов быстрой моды - это просто симптом проблемы», - комментирует Айша Баренблат, основатель и лидер движения по сознательному потреблению Remake.
Вина должна быть возложена не на покупателей, а на модель, которая создана для получения прибыли. Да, бренды производят одежду, которая доступна всем. Но это также токсичная система, которая вводит в моду покупку обновок на шопинге каждую неделю. «Весь цикл основан на идее, что я использовал эту одежду около пяти или шести раз, после чего могу вещь выкинуть», - описывает доктор Шипра Гупта, эксперт по потребительскому поведению и адъюнкт-профессор Университета Иллинойса в Спрингфилде.
Этично ли покупать дешевую одежду и часто ее менять?
Несмотря на все разговоры о замедлении темпов роста после пандемии, проблема быстрой моды вряд ли исчезнет в ближайшее время. Эксперты прогнозируют рост продаж, поскольку ритейлеры стремятся сбыть горы непроданной одежды, накопившиеся в результате закрытия магазинов во время блокировки. «Неизбежно мы также увидим огромный приток одежды со скидками из-за того, что магазины пропустили сезон, - комментирует Орсола де Кастро, соучредитель Fashion Revolution. – Но мы знаем, что дешевая мода делается неэтично и неустойчиво».
Рабочие, которые платят слишком высокую цену
Миллионы рабочих швейных фабрик пострадали в результате пандемии, а производители остались не в состоянии платить своим сотрудникам после массовой отмены заказов брендами. Пострадали такие страны-производители одежды, как Бангладеш, Индия, Камбоджа и Мьянма. Это действительно тяжелая ситуация, ведь отсутствие денег означает отсутствие еды на столе, не говоря уже о медицинских и прочих расходах.
Бренды должны брать на себя ответственность
Основные проблемы, которые были вскрыты пандемией, должны быть решены брендами. Хотя в последние годы основное внимание уделяется экологической устойчивости, необходимо уделять больше внимания социальной ответственности, особенно учитывая воздействие вируса на работников швейной промышленности.
Первое, что необходимо изменить, - это размер заработной платы до приемлемого уровня.
Разрешить работникам объединяться в профсоюзы - это еще один шаг, который бренды могут предпринять для повышения социальной ответственности.
Помимо обращения с рабочими, бренды быстрой моды должны также радикально пересмотреть свои бизнес-модели, которые зависят от массовой продажи больших объемов одежды по низким ценам. По оценкам, в настоящее время ежегодно производится около 150 миллиардов предметов одежды, в то время как около 87 процентов материалов, используемых для производства одежды, в конечном итоге выбрасываются на свалку или сжигаются.
«Реальность такова, что система избыточного роста не приносит процветания, а если и приносит, то только на самую вершину пирамиды», - комментирует де Кастро. - Это нельзя игнорировать, ведь это приводит к ухудшению состояния окружающей среды. Человеческая эксплуатация и унижения, которым подвергаются люди в цепочке поставок, - это то, чего не должно быть сегодня».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание