Легкий ветерок дует в открытые окна, пока Лайл Лоуэлл подпевает старому бумбоксу Sony, а рабочие и волонтеры в лодочном магазине Лоуэлла делают то, что они делали всегда. Жужжат пилы, скрипит наждачная бумага, стучат доски пола, десятилетиями покрываемые опилками и краской. Снаружи, на реке Мерримак, рядом с магазином пришвартован ряд деревянных лодок. Бакланы греются на солнышке, расправив крылья, на верхушке планшира. За 226 лет мало что поменялось.
Гордость Америки
Lowell'S - это старейший непрерывно действующий магазин лодок в Америке, расположенный в Эймсбери, штат Массачусетс. Это одновременно и национальная достопримечательность, и действующих музей, и рабочий цех. Основанный Симеоном Лоуэллом в 1793 году, он был передан Бенджамину Лоуэллу, затем Хираму Лоуэллу и содержался династией Лоуэллов в течение семи поколений, вплоть до 1976 года. После этого он был куплен семьей Оделл, затем морским обществом Ньюберипорта и, наконец, в 2006 году, морским Фондом Лоуэлла, независимой некоммерческой организацией.
Магазин славится своими лодками "Дори" с широкими плоскими днищами и простой конструкцией, которая когда-то была популярна в этих водах. В течение двух столетий в США было произведено более четверти миллиона "Дори".
Лоуэллы отмечали годовой объем производства на балке внутри магазина, где были выгравированы годы и количество произведенных лодок. В 1911 году, на пике своего производства, Лоуэлл построил аж 2029 лодок!
Массовость во главе
Этот огромный объем производства стал возможным благодаря инновациям в дизайне и производстве магазина. Симеон Лоуэлл внес радикальные изменения в традиционный дизайн "Дори", создав лодки, которые были более прочными и эффективными, чем те, которые производились раньше. Благодаря их конструкции "Дори" Лоуэлла можно было аккуратно складировать на большие корабли. Это было важным преимуществом, когда глостерские рыбаки, стремясь увеличить добычу, начали развертывать флотилии "Дори" с палуб своих шхун.
Этот бизнес был также одним из первых в стране, который использовал своего рода фабричный тип производства. "Как это и было задумано изначально, эти лодки производились массово", - говорит Грэм Маккей, мастер-лодочник и нынешний исполнительный директор магазина. Каждый рабочий, по его словам, отвечал за определенный этап строительного процесса, и цех стал похож на сборочный конвейер. Чтобы повысить эффективность, части лодок были сборными. Во времена расцвета Лоуэлла, с конца 19-го века до начала 20-го, все можно было приобрести на фабриках в центре города Эймсбери.
Все на конвейер
Магазин кишит рабочими в солнечный понедельник, а Маккей объясняет процесс. Он указывает на люк в мансарде, через который хранившиеся там сборные вещи сбрасывались на главный этаж магазина.
После того как основание лодки построено, следующим шагом было создание бортов с помощью процесса, называемого обшивкой. Самая нижняя доска корпуса лодки, называемая гарбордом, была прикреплена ко дну лодки. Одна за другой последующие доски складывались из гарборда, пока не был сформирован весь корпус.
Материалы Лоуэлла были обшиты так называемым методом лапстрака, когда доски корпуса лодки перекрывают друг друга; дно каждой новой доски было положено поверх верхней части доски снизу - и так до самого верха. Увеличенная толщина от этих перекрытий сделала лодки более мощными.
Полностью собранные лодки доставлялись к двери в боковой части здания. Работники цеха спускали их сначала на палубу у реки, а затем в малярную комнату на нижнем уровне цеха.
Там рабочие смешивали ингредиенты краски - белый свинец, скипидар и сосновую смолу. "В первые годы работы добавлялась еще и кирпичная пыль. Это делалось для того, чтобы придать краске отличительный лососевый оттенок, - говорит Маккей. - Но так структура краски становилась похожей на мел и быстро стиралась".
Производить и использовать
На пике успеха Лоуэлл производил в среднем 7 лодок в день, используя эту технику. Сегодня магазин строит примерно столько же лодок в год. Маккей и трое других сотрудников лодочного цеха, наряду с десятками добровольцев, сами ремонтируют и реставрируют лодки.
Сегодня у Lowell's есть несколько источников дохода, включая грантовые деньги, пожертвования посетителей и средства, которые магазин получает от мастер-классов строительства лодок, предлагаемых для детей и взрослых. В магазине также проводятся различные спортивные мероприятия, активно ведется Instagram-канал, а также предусмотрена программа членства. "Стало меньше лодок, но больше культуры лодочного производства", - считает Маккей.
"Большинство людей сохраняют вещи, ставя их на полочку, - добавляет он. - Мы же сохраняем вещи и традиции, продолжая их производить и использовать".
Некоторые инструменты, все еще используемые в Lowell's, подтверждают этот факт. Ленточная пила, например, относится к производству конца 1800-х годов.
Директор Маккей
Маккей когда-то даже учился в школе у Лоуэлла на кораблестроительном факультете. Именно там он впервые научился строить "Дори" традиционным способом. Он покинул родной край, чтобы работать на верфях, и вернулся только 10 лет назад, когда Лоуэллу нужен был тот, кто может управлять магазином.
"Я не понимал, что был одним из немногих людей, которые знали всю подноготную производства", - говорит он.
Теперь он передает эту традицию дальше, не только уча студентов строить лодки, но и каталогизируя множество архивных планов "Дори" на чердаке магазина. Он делает все возможное, чтобы чертежи, которые он и студенты используют для постройки своих лодок, были как можно ближе к оригиналам. В лодочном магазине Лоуэлла, кажется, все старое снова становится новым.
Эксперименты с технологиями
Поскольку они ремонтировали и восстанавливали старые суда на протяжении многих лет, строители лодок в Lowell's использовали несколько современных технологий для выявления и предотвращения повторяющихся проблем. В 1970-х и 80-х годах, например, магазин промазывал бы внутренние части своих "Дори" эпоксидной смолой, что создавало водонепроницаемую печать, способную предотвратить утечки. Теперь магазин использует стекловолокно, которое делает лодки более прочными.
Джефф Лейн, строитель лодок и инструктор в Lowell's, экспериментирует с пенопластовым дном для 6-метровой серфинговой "Дори-Тэкс". "Лоуэлл никогда не пробовал этого раньше, - говорит Лейн. - По здешним стандартам это вообще безумие, хотя это не совсем новая технология".
"Эксперименты с тем, как ввести современные инновации в освященную веками традицию, не меняя то, что так хорошо работало в первую очередь - своего рода весы, баланс которых необходимо соблюдать", - считает Маккей. Это касается и материалов. Большая часть древесины, которую использует Лоуэлл, - это все еще сосна (с мельницы сразу за границей Нью-Гэмпшира) и рожковое дерево. "Мы используем их, потому что они местного производства и потому что они все еще никогда не подводили", - говорит Маккей.
Музей и магазин
Сегодня музей управляет значительной частью торговли Лоуэлла и помогает поддерживать магазин на плаву. Небольшое выставочное пространство занимает то, что когда-то было комнатой красок, где тысячи и тысячи "Дори" были раскрашены за эти годы. В этой комнате можно найти несколько древних плакатов, а также витрины и телевизор, установленный на стене, который рассказывает историю об основании и развитии Lowell'S и его "Дори".
Цель музейного пространства, открытого в 1994 году, - показать тысячам посетителей, какое место в морской индустрии занимают Лоуэллы на протяжении двух столетий.
Один из важных текущих проектов магазина - восстановление копии легкой парусной лодки из 1620-х гг. под названием Shallop. Лоуэлл перестраивает это судно, чтобы отметить 400-летие прибытия первых поселенцев в Новый Свет.
Вечная любовь к морю
Когда Маккей впервые начал работать у Лоуэлла, это место показалось ему безжизненным. "Я практически весь день работал на лодках один,- вспоминает нынешний директор. - Теперь, с программой обучения в магазине, оживленным календарем событий, предложениями классов и запасом добровольцев, вы никогда не будете здесь в одиночестве, только если не идет снег".
Отель Lowell's расположен на главной улице города Эймсбери, которая проходит вдоль реки. "Люди все время проезжают мимо", - говорит Маккей. Он надеется, что вечная любовь к морю и дальше будет притягивать любопытных посетителей и их пожертвования. В наши дни он полагается на людей, а не на лодки. Если они перестанут приезжать, то Лоуэлл перестанет существовать.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание