По мере того как люди по всему миру переходят на удаленную работу, нам напоминают, что технология никогда не была ограничивающим фактором. Если вы работаете из дома в первый раз, вы можете спросить себя, почему вы не сделали этого много лет назад.
Преимущества удаленной работы обсуждаются уже почти полвека. Многие мыслители предсказывали близкое будущее, когда работа будет приходить к работнику, а не наоборот. В 1969 году Алан Кирон, штатный ученый патентного ведомства США, написал в Washington Post о том, как компьютеры и новые средства связи могут изменить жизнь и работу. Он назвал это "доминетикой" - комбинацией домициля, связей и электроники. Этот термин так и не прижился, но идея появилась.
В условиях нефтяного кризиса ОПЕК 1973 года и стремительного роста цен на топливо исследовательская группа университета Южной Калифорнии во главе с Джеком Ниллом провела одно из первых крупных исследований того, что Нилс назвал бы “удаленной работой”.
Технология не была ограничивающим фактором в принятии дистанционной работы
Команда Нилла изучала страховую компанию из Лос-Анджелеса, насчитывающую более 2000 сотрудников. Каждый рабочий проезжал в среднем 34,4 км в день, что в общей сложности стоило (в ценах 1974 года) 2,73 млн. долл. США в год.
Их исследование, опубликованное в 1976 году, показало, что технология вскоре сделает более экономичным для организаций децентрализацию с использованием дистанционной работы. Но Нилл также пришел к пониманию того, что ”технология не является ограничивающим фактором в принятии дистанционной работы".
Спутниковая работа
И все же технология была важным фактором. Это было время, когда телефоны и телефаксы были единственным телекоммуникационным оборудованием, известным большинству людей. Очень немногие дома имели персональные компьютеры, не говоря уже о доступе к раннему интернету. Поэтому книга была больше сосредоточена на перепроектировании работы, чтобы позволить сотрудникам ездить в местные вспомогательные офисы.
Эти принципы были похожи на раннюю архитектуру интернета, разработчики которой также интересовались устойчивостью систем (в частности, коммуникационной сетью, способной пережить ядерную атаку).
Домашняя дистанционная работа стала более жизнеспособной, поскольку рынок персональных компьютеров "взорвался" в конце 1970-х гг. прорывом Apple. Apple II, например, был выпущен в 1977 году.
В 1980 году футуролог Элвин Тоффлер, автор вышедшей в 1970 году книги Future Shock, предсказал в своем продолжении “Третья волна”, что дом “приобретет поразительное новое значение ”в информационную эпоху, став "центральной единицей в обществе завтрашнего дня – единицей с усиленными, а не уменьшенными экономическими, медицинскими, образовательными и социальными функциями".
Интернет
Тоффлер точно видел потенциал технологии, но пройдет некоторое время, прежде чем удаленная работа станет относительно легкой. Подумайте, что такое отправка электронной почты в 1984 году. Но с ростом Интернета гуру менеджмента Питер Друкер чувствовал себя достаточно уверенно к 1993 году, чтобы объявить поездки в офис устаревшими.
Теперь бесконечно проще, дешевле и быстрее сделать то, чего не мог сделать 19-й век: переместить информацию, а вместе с ней и офисную работу туда, где находятся люди. Инструменты для этого уже есть: телефон, двустороннее видео, электронная почта, факс, персональный компьютер, модем и так далее.
Видение и реальность
Несмотря на развитие технологий, рост числа работающих на дому был медленным. Большой опрос англоязычных стран, проведенный IBM в 2014 году, показал, что только 9 % сотрудников работали по крайней мере часть времени, причем около половины из них делали это полный рабочий день или большую часть времени. Данные из Австралии и США показывают, что в конце 2019 года эта доля все еще была менее 20 %.
Австралийская статистика утверждает, что почти треть людей делают какую-то работу из дома. Но это раздувает число, включая всех тех, кто работает дома, чтобы наверстать упущенное на работе из офиса.
Существуют два основных препятствия для более широкого поглощения.
Одна из них, как признал сам Ниллес, - это организационная культура. То, как мы организуем свою деятельность, часто отстает от того, что позволяет технология. Многие организации все еще цепляются за традиционные представления об управлении людьми. Если менеджеры не видят, как работают их сотрудники, они предполагают, что те не работают вовсе.
Вторая проблема более трудноразрешима. Люди действительно любят быть рядом друг с другом. Мы же социальные существа. Действительно, прямым следствием удаленной работы является коворкинг-движение, являющееся ответом на психологические и социальные проблемы работы в одиночку из дома.
А как насчет будущего?
Эти проблемы остаются нерешенными. Но обстоятельства должны помочь хотя бы в преодолении организационных и культурных барьеров. Работа на дому - это просто, пока что, новая реальность. У бизнеса нет другого выбора, кроме как заставить это работать.
Вопрос о социальных потребностях будет более острым. Как сказал сам Тоффлер "было бы ошибкой недооценивать необходимость прямого личного контакта в бизнесе, а также все подсознательные и невербальные коммуникации, которые сопровождают этот контакт".
Возможно, будущее будет выглядеть немного более похожим на идею Нилла, с ростом местных коворкингов, предназначенных не для преодоления ограничений технологии, а для удовлетворения наших потребностей как социальных существ.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание