Рубрики

Илон Маск: веселый генеральный директор из прошлого становится кем-то другим

Илон Маск вошел в общественное сознание чуть более десяти лет назад, когда фирма Tesla (TSLA) стала изворотливой выскочкой, вставляющей батареи в шасси маленького спортивного автомобиля Lotus. Со временем машины данного бренда стали больше похожи на автомобили из будущего, с открывающимися вверх дверьми.

Маск ловко справлялся с ролью генерального директора, шутил в "Твиттере", общался с поклонниками и даже стремился переосмыслить саму идею того, что в автомобиле может быть "веселого". А потом все стало меняться. Все чаще Маск рискует не своими деньгами и даже не своей жизнью, а деньгами, карьерой, репутацией и жизнями других людей. И границы, которые когда-то сдерживали его, рушатся под этим давлением.

Веселый генеральный директор из прошлого изменился и стал кем-то другим

Что именно для вас означает эта фраза, зависит от того, кем изначально для вас был Илон Маск. Возможно, вы представляли его романтичным героем романа, противостоящим "широким, авторитарным и недемократическим ограничениям свободы личности", которые сдерживают бизнес и общественность. А может быть, он просто еще один представитель старой школы (хотя и очень привязанный к "Твиттеру"), требующий, чтобы ему разрешили отправить рабочих собирать автомобили с потенциальным риском для их здоровья и в нарушение приказов местного департамента здравоохранения.

Каким знали Илона Маска в начале его карьеры

Когда-то он был предприимчивым руководителем, услужливо подбадривавшим популярных карикатуристов, рабочих и насмехавшимся над авторитетными инвесторами, которые сомневались, что компания сможет выжить.

"Тесла" и Маск давали весьма неправдоподобные обещания и гарантировали, что смогут выпустить продукты, которые автомобильные компании никогда раньше не делали. Маск обещал изобрести внедорожник, который мог бы проехать более 500 км на зарядке и разгоняться быстрее, чем Porsche. Автомобили Tesla могли творить, казалось бы, чудеса. Маск лелеял мысли о полетах на Марс и в то же время отрицал, что это его родная планета. Он вел себя не так, как любой другой генеральный директор автомобильной компании до него, и легионы обожающих поклонников выстроились в очередь, придавая его аккаунту в Twitter уровень внимания, соперничающий с уровнем внимания президента Дональда Трампа.

Переломный момент

Все было прекрасно. Но летом 2018 года произошел переломный момент. Мужская футбольная команда в Таиланде оказалась в ловушке в пещере, которая быстро заполнялась водой. В то время как 12 мальчиков и их тренер отчаянно ждали спасения, Маск вмешался, чтобы предложить свои услуги. Его команда использовала современные технологии, разработанные ракетной компанией Маска SpaceX, чтобы построить капсулу подводной лодки и помочь пострадавшим.

После того, как один из спасателей, участвовавший в спасательной операции, раскритиковал судно, Маск набросился на него, безосновательно назвав его "педофилом". Это был первый случай, когда Илон Маск подвергся серьезной критике со стороны общественности. Спасатель подал в суд на Маска за клевету.

Ко всеобщему удивлению, предприниматель Маск выиграл суд. Победа, казалось, только ободрила его и вроде бы ослабила эффект, который произвела на него критика.

Когда-то Маск был мятежным лидером-выскочкой, теперь он стал богатым магнатом, который сокрушил одинокого спасателя в суде, публично назвав его непристойным словом.

Неприятный инцидент

7 августа 2018 года Маск написал в "Твиттере", что он практически заключил сделку и готов приобрести Tesla private по цене 420 $ за акцию. Вскоре выяснилось, что сделка еще далека от завершения, а потенциальное финансирование из Саудовской Аравии так и не материализовалось. Комиссия по ценным бумагам и биржам США вмешалась, заявив, что "на самом деле Маск даже не обсуждал, а тем более не подтверждал ключевые условия сделки, включая цену, с любым потенциальным источником финансирования".

Акционеры подали иски, утверждая, что Маск намеренно манипулировал ценой акций Tesla. SEC хотела запретить Маску действовать в качестве должностного лица или директора компании, фактически требуя, чтобы он был полностью отстранен. Маск провел следующие несколько недель, издеваясь над SEC, конечно же, из своего "Твиттер"-аккаунта. После нескольких месяцев переговоров SEC согласилась на ослабление соглашения, единственным существенным результатом которого было то, что "Тесла назначит" нового председателя, а некоторые твиты Маска были рассмотрены "опытным юристом по ценным бумагам". Но для инвесторов это не имело никакого значения. Цена акций Tesla взлетела еще выше, вскоре общая рыночная капитализация превысила прежнюю "большую тройку" Ford, General Motors (GM) и Fiat Chrysler Automobiles (FCAU) вместе взятых.

Работать, несмотря ни на что

А потом началась эпидемия коронавирусной инфекции. Несмотря на распоряжение местных органов здравоохранения, запрещающее производство и сборку несущественных товаров, фабрика Tesla снова начала выпускать автомобили. Илон Маск выступает против приказов остаться дома, в то время как в своем аккаунте в "Твиттер" развенчивает спорные заявления о коронавирусе.

Местный департамент здравоохранения капитулировал, уступив требованиям Маска о возобновлении работы фабрики на следующей неделе, хотя производство уже возобновилось. Маск, как и многие скептики, сомневается в реальной опасности коронавируса.

Еще в январе он написал в своем "Твиттере", что коронавирус не более опасен, чем другие распространенные вирусы, несмотря на мнение экспертов. "Коронавирусная паника - это глупость", - написал он. К тому времени, когда Маск возобновил производство, погибло более 80 000 американцев.

На недавнем селекторном совещании с инвесторами Маск нашел время, чтобы выступить против ограничений пребывания дома, которые, по его словам, мешают его бизнесу, уподобляя их "принудительному заключению людей в их домах". При повторном открытии завода Маск и "Тесла" заявили, что предпринимаются шаги по обеспечению безопасности рабочих.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание