Разовые стаканчики, изготовленные из полимеров, стали настоящей бедой – их производят миллиардами, утилизировать их перерабатывающая промышленность не успевает, и они засоряют планету. Самое время вспомнить об их бумажных собратьях, а заодно и их изобретателе, мистере Хью Эверетте Муре. Человек этот стал богатым благодаря не только самому продукту, введенному им в обиход человечества, но и по причине удачно сложившейся для него обстановки, обусловившей рыночную конъюнктуру. Это – типичный пример человека, оказавшегося в нужное время в подходящем месте и вовремя сформулировавшего удачную бизнес-идею. К тому же Мур стал основоположником целой новой отрасли индустрии, оборот которой измеряется многими миллиардами долларов.
Путь в бизнес
О юных годах Хью Мура известно немого, в частности то, что он был канзасским фермером, в начале XX века решившим отправиться поближе к восточному побережью США – в Бостон (Массачусетс), город, развитый в промышленном и научном отношении и обещавший шансы на лучшую долю. Он даже выдержал экзамены в Гарвард и устроился журналистом в одно из местных периодических изданий, что свидетельствует о незаурядных способностях и высоком интеллекте будущего изобретателя и бизнесмена. Благодаря репортёрским гонорарам Хью мог оплачивать учёбу, и вполне возможно, что через пару-тройку лет стал бы неплохом юристом с престижным дипломом, но тут в дело вмешался случай. Дело в том, что у Мура в Канзасе был хороший приятель, звали которого Лоуренс Луэллен, и он пытался создать автомат, продающий газированную воду. Описываются дальнейшие события разными источниками несколько противоречиво, но бесспорен тот факт, что Мур бросил учёбу в Гарвардском университете.
Убыточное дело
Двое друзей смогли сделать продающий газировку автомат, и простой картонный стаканчик для него тоже придумали тогда же, в 1907 году, но отдельным коммерческим продуктом, то есть товаром он ещё не стал - он был лишь дешёвой тарой для воды. Впрочем, и саму сельтерскую американцы тоже пили не очень охотно. Времена были нелёгкими, на счету у простого рабочего был каждый цент (по покупательной способности, кстати, немалый – 5 ¢ стоила бутылочка кока-колы, вдвое большая ёмкость пепси или пачка жвачки «Ригли»), а меньших монет в США никогда не чеканили. К тому же существовала потребительская альтернатива: каждый желающий мог подойти к бесплатному крану и налить себе простой водопроводной воды сколько угодно. Железная кружка висела на цепочке тут же, и, собственно, большинство жителей Бостона так и поступали. В общем, автоматной газировкой баловали себя не многие, и, собственно, такое положение могло сохраняться очень долго. Время шло, а фирма, открытая Муром и Луэлленом, не получала прибыли, на которую приятели возлагали большие надежды.
Угроза эпидемии
В СССР газированную воду пили из обычных стеклянных стаканов (без всяких цепочек, кстати), которые люди мыли сами, вращая их на устройстве, выпускающем тоненькие струйки, не достававшие до дна перевёрнутого сосуда. Это продолжалась десятилетиями, и о каких-то эпидемиях, разносимых нечистой посудой, не ходили даже слухи, не говоря уже об официальных данных. Неизвестно, опирался ли на какие-то объективные сведения некий Элвин Девидсон, написавший в газете статью, в которой гневно клеймил власти за безразличие к гигиене и здоровью населения. Вполне возможно, что он и не владел подтверждающей его опасения информацией, но поддержку у биологов и врачей он нашёл. Мнение врача Самюэля Крумбайна о том, что так можно легко заразиться туберкулёзом, было принято в качестве аксиомы. Теоретически пользование общей посудой могло стать причиной распространения инфекций, и, хотя на практике все имели возможность помыть кружку, но общественное мнение склонялось к радикальным мерам. В дело вмешался департамент здравоохранения штата. Колонки стали снимать, и попить бесплатно горожане уже не могли, даже если бы отважились на столь безрассудный поступок.
Главная идея
За неимением выбора американцы теперь были вынуждены платить за дорогую газировку, и дела Мура и Луэллена вроде бы пошли на поправку, но продолжалось это недолго. Люди искали другие выходы, более экономные: брали с собой из дому бутылки и термосы, и всё равно упорно старались сэкономить свои деньги. Изобретатель сатуратора Луэллен пытался продавать принимающие монетки автоматы, но шли дела откровенно плохо. Именно в этот момент Мура осенила главная идея всей его жизни. Он понял, что торговать нужно не автоматами, и даже не водой, за которую потребитель не хочет платить принципиально, так как привык пить её бесплатно. Продавать нужно одноразовую посуду.
Переезд и переименование
Далее всё было делом техники. К появлению нового продукта общественное мнение уже подготовила «крановая война», поддержку обеспечивала власть в лице представителя Комитета здравоохранения из города Додж-Сити (Канзас), человека молодого, но явно стремившегося сделать политическую карьеру, а потому охотно взявшего на себя роль выразителя народных чаяний и борца с эпидемиями. Бизнес на стаканчиках обещал большие прибыли, и оставалось лишь найти деньги на его развитие. Компания в 1910 году переехала в Нью-Йорк и теперь называлась «Индивидуальные стаканчики для питья», в полном соответствии с профилем своей деятельности.
Инвестор
Банки денег в кредит не давали – их руководители не верили в перспективы принципиально нового продукта, не очень внушительно выглядевшего в их глазах. Рискнул инвестировать солидную сумму (200 тыс. $) в производство стаканчиков президент Американской консервной компании мистер Грэхем, страдавший паническим страхом перед микробами, чем компаньоны Мур и Луэллен успешно воспользовались. История умалчивает о том, знали ли они о фобии миллионера, или всё так сложилось случайно, само собой.
Маркетинг
«Раскрутка» продукта шла по магистральному медицинскому направлению. Канзасский доктор Крумбайн по-прежнему, и даже с большей интенсивностью продолжал пугать общественность возможными последствиями пользования общими кружками, но на этот раз речь шла уже не только о воде, но и всём школьном питании. Исследования профессора из колледжа Лафайетта выявили скопища миазмов в столовых разных учебных заведений, где студенты пили из бачков с кружкой на цепочке. На публикуемых картинках изображались больные-туберкулёзники, пьющие из общих чашек. Статья, опубликованная Департаментом здравоохранения Массачусетса, была озаглавлена просто, но выразительно: «Смерть в школьных кружках» (1909), и представляла собой перепечатку прошлогодней работы Олвина Дэйвисона, профессора-биолога из колледжа Лафайетта (журнал Technical World Magazine). Наступила пора всеобщего панического ужаса. И тут, наконец, в дело вмешался сам Хью Мур, открыто призвавший всех родителей «пощадить своих детей», которым, по его словам, грозила неминуемая и лютая смерть. Он предлагал простое и дешёвое решение проблемы. Это классика маркетинга.
Эпидемия «Дикси»
В 1912 году США были охвачены эпидемией, но, к счастью, не туберкулёза или какой-либо другой опасной болезни. Штат за штатом вслед за Канзасом вовлекался в активное потребление одноразовых стаканчиков, которые теперь продавались повсюду как «безопасные и безмикробные». Впрочем, Мур, отработав медицинскую тему «до дна», принял решение отказаться от врачебно-эпидемиологической терминологии и присвоить своей продукции менее пугающий бренд. Он попросил своего приятеля, владевшего соседней фабрикой игрушек, позволить использовать принадлежавшую тому марку Dixie. Теперь его стаканчики продавались как «Дикси капс». Их использовали в автоматах для продажи кофе, в сетях общественного питания, в вагонах железной дороги (с 1909 года), а позже в самолётах и на пассажирских судах.
Совершенствование
Единственным серьёзным технологическим изменением в производстве стаканчиков стало внедрение в качестве материала проклеенной многослойной бумаги, обеспечивающей водонепроницаемость в течение какого-то времени. Хью Эверет Мур, основатель Drinking Cup Company, скончался в 1972 году, в почтенном 85-летнем возрасте, занимая пост члена американского комитета НАТО, успев побывать на других ответственных должностях и будучи при этом человеком весьма небедным. Одноразовые бумажные стаканчики производятся во многих странах мира. Специалисты по экологии считают, что за ними будущее.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание