Рубрики

Каждый клик в счет: как "Амазон", "Гугл" и другие компании собирают данные о пользователях и что они хотят знать

Покупки, поиск, потоковая передача или получение данных: вне зависимости от того, что мы делаем в Интернете, мы оставляем за собой четкий информационный след, который по крупинкам собирается, хранится и обрабатывается такими компаниями, как Google, Netflix и Amazon. Как именно интернет-компании пользуются этой информацией и каким образом они подглядывают за каждым из нас?

Как на ладони

Все социальные сети, интернет-магазины и даже самые банальные поисковики имеют одну общую черту: все они требуют создания персонализированного профиля с поэтапной идентификацией. Сами компании оправывают такой подход тем, что индивидуальная страничка поможет пользователю оставить свое мнение о продукте и помочь тем самым другим людям.

Европейский союз решил бороться с несанкционированным сбором данных и усложнил процедуры хранения и передачи сведений другим компаниям. Теперь потребители вправе затребовать собранную информацию и распорядиться ею на свой вкус.

Система слежения Amazon

После принятия закона о защите персональных данных известная немецкая активистка и блогер Катарина Нокун решила проверить, каким образом и какую именно информацию собирает о своих пользователях "Амазон", один из самых популярных интернет-магазинов в мире.

Она отправила запрос в службу поддержки и примерно через месяц получила CD со своими данными из профиля. Однако девушка не сдалась и продолжала настаивать на том, что по закону имеет право получить полную информацию о том, что именно Amazon знает о ней. Препирательства шли примерно полгода. В конце концов Нокун предупредила, что в случае невыполнения ее требований она подаст на магазин в суд.

Через какое-то время девушка обнаружила в своем почтовом ящике компакт-диск, содержащий подробнейшие записи. Среди прочего на CD находился файл под названием «поток кликов». Он содержал электронную таблицу Excel объемом 15 365 строк. Каждая строка была разделена на 50 столбцов.

Это был подробный обзор ее последних 15 365 кликов на Amazon. Каждый из них имел свою собственную строку в таблице и был снабжен большим количеством дополнительной информации. По словам активистки, в отчете было отражено любое изображение, которое она когда-либо просматривала на Amazon, и любой запрос, который она когда-либо размещала на онлайн-портале. Кроме того, были точные географические записи, а также указание веб-сайта, с которого девушка посетила интернет-магазин. По словам блогера, Amazon может в любой момент отследить ее местонахождение, а также знает, что ей нравится читать Spiegel On-line.

Под прицелом 24/7

В целом это был неприятный опыт. Одно дело - догадываться, что вы теоретически находитесь под наблюдением, но совсем другое - видеть, что семь месяцев назад в три часа вы все еще искали детскую одежду. Такая всеобъемлющая информационная база позволяет сделать много выводов о личности клиента. Это может помочь компании найти "больное место" и ударить точно в цель.

"Не задумываясь о том, что интернет-компании регистрируют все наши привычки и предпочтения, мы открыто раскрываем информацию, которую в противном случае предпочли бы хранить в другом месте," - говорит Нокун.

Индивидуальная реклама

Вы никогда не замечали, что сайты с рекламой мобильников или кроссовок появляются в нужное время и в нужном месте? Если вчера вы просматривали отзывы о популярных смартфонах, то сегодня совершенно случайно набредаете на интернет-магазин, который продает именно то, что вам нужно. Но действительно ли это "совершенно случайно"?

Таргетированная реклама только кажется безобидной. Но представьте на секунду, как бы это выглядело в реальной жизни. Вы заходите в супермаркет купить немного овощей и овсянки к завтраку (хотя в глубине души лелеете надежду прихватить с собой еще и чипсов к вечернему просмотру сериала). Вдруг на полпути вашу корзинку вырывает из рук стажер и бесцеремонно набивает ее всей той ерундой, о которой вы тихонько вздыхаете, в очередной раз вставая на весы. Кажется, что ситуация несколько преувеличена? По мнению блогера, это именно то, что ежедневно происходит в Интернете.

Вторжение в личную жизнь

Все еще считаете, что история запросов дает мало информации о вас и ваших предпочтениях? А как вам такое наблюдение?

Катарина не остановилась на Amazon и пошла дальше. Следующей ее целью стал Facebook. Он не только хранит данные о всех передвижениях, но и скурпулезно собирает и анализирует информацию о пользователях, с которыми вы когда-либо имели дело или по меньшей мере искали их в Сети.

Любые случайные знакомства, шапочный интерес и даже поиск мастера по педикюру или эпиляции был тщательно законспектирован сотрудниками сервиса. "Это массивное вторжение в личную жизнь и нарушение границ," - говорит автор.

Только начало

Катарина считает, что реклама - лишь капля в море мира виртуальной реальности. Сотрудники интернет-компаний при желании могут провести подробный анализ ваших личностных качеств, окружения, образования, семейного положения и уровня жизни и использовать эти данные в своих интересах.

Будущее уже наступило, и в нем, как в известной книге, за нами следит "Большой брат", который пока и сам не совсем понимает, какое оружие находится в его руках и как его правильно использовать.

То, что сегодня является основой для безобидной таргетированной рекламы, завтра может обернуться преследованием. При этом нельзя забывать, что компании знают не только о ваших детях, родителях или супруге, но и могут оперативно вычислить круг знакомых и родственников. Поэтому осторожнее с запросами.

Узнайте много нового о себе

Любите проводить много времени в Интернете? Тогда используйте наиболее безопасные серверы и поисковики, а лучше заклейте камеры и отключите GPS, по крайней мере гуляя по городу и заходя по дороге в магазины и кафе.

Запросите информацию о сохраненных данных, однако учитывайте, что компании лукавят и не всегда предоставляют полный объем информации. Не лишним будет заранее ознакомиться с политикой сайта и изучить мелкий шрифт: там обычно указано, какие именно запросы хранит о вас компания.

Нокун считает, что введение закона о защите данных - хороший шаг в сторону безопасности людей, но этого мало, и каждое государство должно предпринять шаги, которые сделают интернет-серфинг приятным, безопасным и анонимным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание