Все люди на своем жизненном пути испытывали вину, стыд, замешательство, смущение и пр. Но немногие знают, какую пользу могут принести стеснительность и отсутствие мгновенной реакции в неловкой ситуации. Психологи считают, что это может помочь стать более продуктивным в работе.
Человеческие эмоции
Смущение появляется тогда, когда публично обнаруживается что-то негативное (например, ошибка, нарушение, обман и т.д.). Все это взаимосвязано с такими эмоциями, как вина, стыд за содеянное. Вина – это переживание, которое сопровождается плохим самочувствием за то, что вы поступили неправильно. Стыд – это фактическое переживание того, что вы сделали. Смущение кардинально отличается от этих ощущений, поскольку оно демонстрирует явное плохое отношение общественности (с вашей точки зрения) на вашу личную ошибку.
Шанс быть услышанным
Смущение часто становится причиной отказа от своей мечты. Люди, которые испытывают ощущение неловкости, стараются всячески избегать провоцирующих ситуаций. Например, вам нужно выступить перед большой аудиторией. Но вы настолько боитесь, что ваш голос прозвучит недостаточно громко или речь будет непонятной, что отказываетесь от такого прекрасного шанса. Ваше предвзятое отношение к себе лишает вас возможности заявить о себе во всеуслышание. В результате вас не заметят и не смогут оценить достоинства.
Новые знания
Если вы проигнорируете то, что можете быть неправильно понятыми, ваше смущение пойдет вам на пользу. Например, вы попали в неловкую ситуацию и испытали смущение. Значит, что-то было сделано не так, и это следует исправить. Вы будете больше учиться, набираться опыта, чтобы впредь не испытывать подобную эмоцию. А это является отличной мотивацией для саморазвития и духовного роста.
Общение с клиентами или боссом
Вы встретились с клиентами или вам предстоит разговор с боссом. Во время беседы вам стали задавать вопросы, на которые вы не смогли дать компетентного ответа. Что вы будете делать? Следующий раз постараетесь подготовиться так, чтобы снова не оказаться в неловкой ситуации. Вы станете вспоминать все вопросы, на которые не смогли дать ответ, и таким образом значительно повысите свою квалификацию.
Польза для организаций
Многие организации пользуются смущением своих работников для того, чтобы повысить уровень дисциплины. Сотрудники с течением времени часто становятся менее ответственными, они позволяют себе опаздывать, игнорировать указания и пр. Если не наказывать людей за проступки и искусственно не вызывать смущение, о порядке на рабочих местах и о производительности можно забыть. Именно поэтому опытные руководители используют этот прием для того, чтобы добиться от коллег желаемого поведения. Этические проблемы, которые могут возникать в процессе работы, нужно поднимать и решать, поскольку только так можно добиться успеха.
Положительная реакция
Всегда приятно иметь дело с человеком, который может смущаться. Это говорит о том, что у коллеги или подчиненного, как минимум, есть совесть. Равнодушные люди не только не могут быть хорошими друзьями, они не способны быть отличными работниками. Если на любые замечания человек реагирует пренебрежительно, надменно или попросту их игнорирует, работать с ним будет крайне тяжело. В первую очередь, он делает плохо себе, поскольку не стремится к личностному росту (о чем шла речь выше по тексту). А во-вторых, он не сможет работать в коллективе, где нужна взаимовыручка и взаимопонимание. Поэтому смущение и стеснительность – это качества, которыми должны в определенной мере обладать люди всех возрастов. Нормальные эмоции ответственных, общительных и коммуникабельных людей являются полезными и в некоторых случаях даже незаменимыми.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание