Рубрики

Как быстро овладеть новыми знаниями: 3 стратегии, помогающие раскрыть смысл материала и улучшить запоминание

Когда на носу важный экзамен, подавляющее большинство школьников и студентов выбирает стратегию старой доброй «зубрежки». Они перечитывают материал снова и снова, пока не выучат его наизусть. Исследования показывают, что эта стратегия является одним из наиболее широко используемых методов обучения. Однако такое механическое запоминание абсолютно лишено смысла на дальней дистанции: знания сохраняются лишь на короткое время и быстро забываются в реальной жизни.

Почему зубрежка — это прошлый век

Александр Ренкл, исследователь и профессор психологии в Университете Альберта Людвига во Фрайбурге, уверен, что нам нужно полностью пересмотреть традиционные модели обучения.

«Допустим, я автомеханик, который должен знать детали карбюратора. Конечно, я мог бы их просто запомнить. Но не лучше ли разобраться, как устроен карбюратор? Ведь в этом случае я не смогу забыть ни одной детали», - объясняет он на простом примере.

По мнению Ренкла, есть как минимум три гораздо более эффективные стратегии обучения. Они нацелены прежде всего на то, чтобы раскрыть смысл материала, а не просто «вдалбливать» себе в голову знания. А потому эффективны как в ситуации с экзаменом, так и в реальной жизни — например, когда вы разбираетесь с обязанностями на новой работе.

По словам ученого, только 10 % всей информации, которую мы читаем или слышим, усваивается и запоминается. А вот если говорить о том, насколько хорошо мы помним собственные выводы, сделанные из прочитанного, то этот показатель в разы выше и доходит до 90 %!

Новые стратегии обучения

Александр Ренкл считает, что эффективные стратегии обучения можно разделить на три основные группы.

1. Стратегии проработки

Такие методы нацелены на проработку нового учебного материала путем привязки его к предыдущим знаниям или повседневному опыту: если информация сформулирована неестественным языком, ее нужно «упаковать» в понятным нам разговорный язык и сравнить с тем, что вы уже знаете. Также имеет смысл придумывать свои собственные примеры, проводить аналогии и параллели.

2. Организационные стратегии

Организационные стратегии нацелены на то, чтобы упорядочить учебный материал: вы можете сделать это, самостоятельно создав схематическое или графическое представление материала.

3. Метакогнитивные стратегии

С помощью метакогнитивных стратегий можно отслеживать свой собственный прогресс в обучении. Можно самостоятельно придумывать себе задания (своеобразные «квесты») или, например, объяснять учебный материал другим людям. Так вы быстро заметите, где еще есть пробелы в знаниях.

Максимум эффективности

Чтобы основная стратегия обучения работала наиболее эффективно, она должна быть подкреплена вторичными стратегиями. Здесь уже вступают в роль второстепенные факторы, создающие благоприятные для обучения условия: например, составление индивидуального учебного плана или комфортной обстановки без отвлекающих факторов.

Причина успеха этих стратегий обучения кроется в особенностях работы человеческого мозга. Макс Хаппель может это объяснить. Ученый работает в Институте нейробиологии им. Лейбница в Магдебурге и исследует, что происходит в мозге во время обучения.

По словам Хаппеля, популярность зубрежки во многом связана с распространенным мифом о памяти:

«На самом деле наш мозг не предназначен для хранения контента, - объясняет ученый. - Скорее, его основная задача — генерировать предположения о нашем мире и, таким образом, помогать нам принимать решения в повседневной жизни. Для этого вся новая информация оценивается как важная либо не имеющая значения».

Причуды подсознания

Когда вы пытаетесь запоминать учебный материал с помощью многократного повторения, вы внушаете мозгу, что сейчас те или иные знания важны. Но как только вы перестанете это делать, они больше не будут классифицироваться как актуальные, а потому будут забыты.

«Если вы быстро многое запомнили, вы так же быстро это забудете», - подчеркивает Хаппель.

В долгосрочной перспективе мы считаем важной новую информацию, которая действительно актуальна для повседневной жизни, поскольку она напрямую связана с нашим опытом и существующими знаниями. Поэтому нам легче сохранить в памяти то, что мы сделали значимым с помощью правильных стратегий первичного обучения.

Сон и эффективность обучения

Отдельно стоит сказать о роли здорового сна в процессе обучения. Давно известно, что именно во время сна мозг повторяет все, что счел важным в течение дня. И поэтому часто мы можем лучше воспроизвести предмет после ночного и даже короткого дневного сна, чем сразу после изучения.

Так что нет никакого смысла жертвовать последней ночью накануне экзамена, чтобы подготовиться лучше. Если вам действительно нужно усвоить много информации за короткое время, лучше лечь спать пораньше, но повторить учебный материал еще раз прямо перед сном. Тогда вы получите максимум пользы от эффекта сна.

Место имеет значение

В принципе, однако, когда речь идет о времени обучения, вам следует больше ориентироваться на собственные предпочтения. У большинства людей есть две фазы в течение дня, когда они могут особенно хорошо сконцентрироваться: одна утром и еще одна - днем ​​или в вечерние часы.

Периоды, в которых мы можем максимально сосредоточиться, длятся недолго: от 45 до 75 минут максимум.

Поскольку небольшой перерыв в любом случае имеет смысл, время от времени стоит менять место обучения. Мозг сохраняет контекст учебной ситуации. Так, если вы всегда занимаетесь за собственным рабочим столом, мозг оценивает контент только как релевантный для этого места, что затрудняет доступ к нему в других местах — например, в аудитории университета. А вот если место обучения время от времени меняется, вы сможете без проблем вспомнить все, что нужно, находясь в любом другом месте.

Эти базовые процессы обучения одинаковы для всех людей. Однако не все учатся одинаково хорошо.

«Обучение - это, по сути, самый индивидуальный процесс», - подчеркивает Хаппель.

Про «слуховую» и «зрительную» память

И он развенчивает еще один миф: популярная теория о том, что существуют разные типы учеников - слуховой, тактильный, читающий и визуальный — в корне неверна.

Для запоминания важно только одно: интерес и отношение человека к предмету.

Конечно, у всех людей разные предпочтения в способах обучения: одни любят что-то слушать, другие отдают предпочтение практике, третьи читают километры текста или обмениваются идеями с другими. Тем не менее лучших результатов достигают те, кто прорабатывает материал разными способами.

Насколько мы в этом преуспеваем, зависит от ряда факторов. Александр Ренкл объясняет, что огромное значение имеют уже имеющиеся знания. Ученый объясняет это на простом примере:

«Если кто-то был на традиционной свадьбе и должен рассказать о том, что там происходило, после церемонии, ему будет гораздо легче, если он знает прототипный ход подобных мероприятий. Тогда он сможет «зацепиться» за схему и таким образом восстановить свои воспоминания».

Таким образом, новые воспоминания связаны со старыми знаниями.

Те, у кого мало знаний по теме, вынуждены больше полагаться на свой интеллект - еще один фактор, который важен для обучения. Кроме того, значение имеет интерес к содержанию материала и отношение к предмету. Чем больше мы на самом деле хотим узнать об этом и «горим», тем лучше запомнится вся связанная информация.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание