По данным статистики, население нашей страны вовлечено в малый бизнес неравномерно. Наиболее высокие показатели наблюдаются в Санкт-Петербурге, Калининградской области, Хабаровском крае.
Там больше 23 процентов от всех работающих являются сотрудниками малых, а также микропредприятий. В конце рейтинга находятся Чечня с Калмыкией и Ингушетия. Здесь доля трудоспособного населения, занятого в небольших частных компаниях, составляет меньше 4 процентов.
Сегодня из-за эпидемии коронавируса и ослабления курса рубля бизнес в России несет значительные убытки. При этом предприниматели говорят о большой вероятности того, что в ближайшее время они встанут перед дилеммой: то ли платить аренду, то ли выдавать зарплату сотрудникам.
В начале введения карантинных мер президент Путин пообещал, что государство будет помогать предпринимателям, но пока что его заявление вдохновляет далеко не всех. Как сегодня выживает малый бизнес?
Существуют серьезные риски
Сейчас в малом и средним бизнесе в России работает порядка 18 млн человек. Как подсчитано Торгово-промышленной палатой, потенциально угроза закрытия нависла над 3 млн субъектов рассматриваемого сегмента предпринимательства. А риск потери работы существует для почти 9 млн человек.
В свою очередь, представители бизнес-сообщества констатируют, что из-за ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19 и падением российской валюты, доходы уменьшились так сильно, что речь для многих предприятий уже идет не просто о выплате зарплаты, но и в принципе о сохранении бизнеса.
Дарья Сонькина, которая является автором проекта под названием "Дашины пирожки", также рассказывает, что обороты ее фирмы резко снизились. Проблема оплаты аренды встала со всей остротой. Еще в начале введения карантинных ограничений женщина созвонилась с клиентами, которым ею продукция поставляется регулярно. Речь идет, в частности, о бизнес-центрах и кофейнях.
И услышала заверения о том, что все надеются на штатный режим деятельности, закрываться никто не собирается. Однако уже на другой день Дарье сообщили, что работники бизнес-центров частично переводятся на удаленку. Соответственно, оптовые продажи просели, сначала на 30 процентов, а затем и на 35. И дальнейшие перспективы отнюдь не радужные.
Розница тоже просела, ведь много пирожков заказывалось на различные мероприятия, на проводимые в офисах праздники, дни рождения. Кроме того, после падения пошел рост цен на сырье.
Так, предприятие торгует пирожками с начинкой из красной рыбы, а поставщик поднял цену на нее на 30 процентов. Гречка "взлетела" в два раза, причем задним числом, так как была заказана заранее. Однако Сонькиной в данном случае удалось договориться с поставщиками о снижении цен, чего нельзя сказать об арендной плате.
Проблемы с арендой
Здесь возникли проблемы. В самом начале ограничений руководительница "Дарьиных пирожков" в письменном виде сообщила арендодателю о том, что ее обороты упали и продолжают падать. На что получила ответ, где было сказано, что в связи с режимом самоизоляции должен возрасти объем торговли по доставке, поэтому об изменениях относительно аренды пока что речи не идет.
После этого Дарья предупредила владельца недвижимости, что за следующий месяц ей, возможно, нечем будет платить за аренду помещения. По ее мнению, создается замкнутый круг: если заплатить аренду, не на что будет закупать мясо для пирожков, а без этого не будет поступлений денег от клиентов.
Арендодателям также нужно платить налоги
После того как Дарья Сонькина позвонила на горячую линию, предназначенную для предпринимателей, ей был дан совет: снова обратиться к арендодателю с просьбой рассмотрения возможности арендных каникул либо отсрочки платежей.
В связи с заявлением нашего премьер-министра о трехмесячной отсрочке арендной платы нужно учитывать, что речь идет исключительно о государственной недвижимости, а не о коммерческой. Поэтому договориться довольно сложно, тем более, что хозяева помещений - те же предприниматели, которым нужно платить налоги.
Все в одной лодке
Поэтому, по мнению Дарьи, очень важно понимать, что все находятся в одной лодке, в полной зависимости друг от друга. Чисто теоретически она может не платить поставщикам. Но тогда, если каждый не будет платить кому-то, в весьма незавидном положении окажутся все.
Поставщики сырья не смогут платить его производителям. А если Сонькина будет отгружать продукцию в долг, а ей не заплатят, под угрозу будет поставлено существование ее компании зарплата сотрудников.
У бизнеса есть шансы
В создавшейся ситуации в качестве шанса для бизнеса Дарья рассматривают предоставление отсрочки по налогам на полгода. По идее, она может помочь, так как в сентябре, если люди выйдут на работу и возвратятся с дач, выручка вырастет, и будет с чего производить платежи государству.
Тогда и арендодатели смогут пойти на предоставление каникул по аренде или на отсрочку платежей. А также предпринимательница усматривает необходимость в предоставлении льготных кредитов для выдачи зарплаты сотрудникам.
Нужно отметить, что на сегодня часть мер, указанных Дарьей Сонькиной, правительством уже озвучена и они начинают применяться на практике. Сейчас речь идет о необходимости дополнительных шагов по поддержке малого бизнеса.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание