На работе никто не застрахован от ситуации, когда потребуется помощь коллег. Это бывает с самыми талантливыми и профессиональными сотрудниками, поскольку никто не может знать и уметь всего на свете. Но при всей очевидности таких ситуаций большинство работников испытывает дискомфорт. И это тоже понятно, так как могут рождаться нелицеприятные ассоциации с беспомощностью, отсутствием компетентности и неумением справляться с нестандартными задачами.
Однако просьба о помощи вполне может вызывать и положительные впечатления о сотруднике как об умном работнике. Такого эффекта помогут добиться следующие советы.
Не отказываться от сложных задач
Данная рекомендация может показаться нелогичной, но это прямой способ выглядеть более находчивым и целеустремленным. На работе могут появляться новые возможности для карьерного продвижения, которые также позволят освоить новые навыки и способности. Не нужно игнорировать более сложные проекты и задачи, если есть возможность, за них нужно браться.
Наверняка изначально будет определенное несоответствие уровня компетентности взятому в работу проекту. Но в этом и заключается вся хитрость. Одно дело – просить о помощи в решении рутинных простых задач, а другое – в работе над сложным и ответственным проектом, от которого, возможно, многие отказались.
Разработать план действий
Большинство рабочих задач решается в определенном контексте или в плотной связке с другими процессами. Соответственно, для эффективного выполнения намеченных дел важно будет видеть проблему шире. Чем масштабнее обзор задач со всеми связками, тем лучше понимание смысла их выполнения в общем контексте жизнедеятельности предприятия.
Важно подготовить четкий план выполнения комплекса задач с определенной перспективой. Само его наличие сделает просьбу не столь травмирующей психологически, а продемонстрированная глубина стратегического анализа впечатлит пришедшего на помощь коллегу.
Рассказать о прогрессе
Если проблема решается комплексно без каких-либо намеков на прогресс, это, конечно, не лучшая исходная позиция. Но даже в этом случае стоит хорошо подготовиться и набросать несколько собственных вариантов решения проблемы – пусть даже они будут очевидно неприемлемыми, но крайне важно показать свое участие в работе над задачей.
Если же есть прогресс, то ситуация заметно облегчается. Данный аспект стоит выдвинуть на первое место – достигнутые успехи вполне могут стать отправной точкой для дальнейшего движения.
Настроиться на позитивный лад
Нежелательным поведением будет демонстрация пессимизма и усталости от тяжелой задачи. Даже если ситуация действительно кажется безвыходной и зашедшей в тупик, не стоит показывать своих сомнений в успехе.
Саму проблему желательно воспринимать с иронией и позитивом. Такой настрой эмоционально отвлечет внимание пришедшего на помощь коллегу от обстоятельств решения задачи и даст ему понять, что на самом деле все не так плохо.
К слову, внушение оптимизма в коллег является важным лидерским качеством, которое способствует повышению мотивации. И умелое использование данного приема как раз затмит все возможные негативные предположения о недостатке компетентности.
Конкретизировать проблему
Разумеется, эмоциональный фон не должен забирать на себя все внимание. Важно также показать свою осведомленность о возникшей проблеме. Предварительно ее следует изучить с разных сторон, подготовив несколько ключевых тезисов и тех же предложений по решению.
Особенно, если и для коллеги данная проблема является новой, важно дать ему понимание контекста. Чем больше исходной информации предоставлено, тем ниже будет вероятность негативного восприятия всей ситуации со стороны.
Определить формат помощи
Зачастую обращения за помощью сами по себе вызывают раздражение у сотрудников. И это тоже можно понять, ведь для них это будет дополнительная нагрузка помимо собственной работы.
Сгладить негативные эмоции у коллег поможет четкое планирование тактики решения проблемы с обязательным учетом их возможностей. Отталкиваться следует от того, сколько времени и когда этот человек может уделить возникшей проблеме. И обязательно следует подкрепить договоренность оказанием помощи со своей стороны. Возможно, в каких-то процессах и этот сотрудник будет испытывать трудности – варианты помощи в его проблемах как минимум стоит рассмотреть.
Демонстрировать заинтересованность
Сотрудники, которые работают в изоляции от коллектива, часто вызывают настороженность у руководства. Расчет только на свои силы часто приводит к нежелательным последствиям и еще большим ошибкам. В этой связи просьбы о помощи могут восприниматься и как положительное качество сотрудника, умеющего работать в команде. Но и это впечатление следует подкрепить.
Не стоит ограничиваться одной лишь точечной просьбой в решении проблемы. Если речь идет о помощи со стороны менеджера, есть смысл задать и ряд дополнительных вопросов с перспективой на будущее. Еще лучше затронуть темы, прямо не связанные со своими обязанностями. Таким образом будет продемонстрировано не просто желание формально решить проблему, но и общее понимание важности ее преодоления в том же широком контексте для пользы компании.
В данном случае может проявляться и готовность к обучению. Желание узнавать новое о работе компании положительно воспринимается начальством. Это говорит о том, что в следующий раз сотрудник будет более подкован и в других вопросах.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание