После почти полного разрушения Нотр-Дам в Париже, множество инвесторов и простых людей согласились дать деньги на восстановление церкви. Через 48 часов после катастрофы уже удалось собрать миллиард евро. Примечательно, что только три французские семьи миллиардеров хотят пожертвовать в общей сложности около пятисот миллионов евро. И количество желающих помочь в восстановлении исторической достопримечательности и святыни всего католического мира с каждым днем все больше.
Что делает католическая церковь для восстановления собора
Президент Франции Эммануэль Макрон объявил в свою очередь о том, что собор будет восстановлен через пять лет, и попросил дополнительных пожертвований. Интересным фактом является то, какое участие принимает в восстановлении Нотр-Дам католическая церковь.
Ватикан помогает исключительно с реставраторами-специалистами, но не деньгами. Так было им официально заявлено. На первый взгляд раздражающее утверждение: католическая церковь отказывается выделять финансовые средства на восстановление католического собора, известной достопримечательности. Папский культурный совет в Риме лишь лапидарно заявляет, что Нотр-Дам принадлежит французскому государству и у него достаточно денег. Примечательно, что Римская церковь в свою очередь является самой богатой религиозной общиной в мире.
Сказочное богатство и идейные ценности
Тем не менее сколько именно активов Ватикан и епископы имеют, неясно. Очень крутые оценки предполагают, что это может быть до двух триллионов евро. Однако трудно определить точную сумму, так как огромное имущество часто имеет больше идейную ценность, чем материальную. Пример Кельнского собора. Здание, по словам компетентного архиепископа, оценивается только на символическую сумму в один евро, ибо кто будет покупать собор, который не приносит дохода, но ежегодно наносит расходы в размере около двенадцати миллионов евро?
Реликвии
Столь же ценным и никчемным является и другое владение Святого престола. Его бесчисленные реликвии и произведения искусства бесценны в прямом смысле этого слова, и потому им не сравниться с наличным балансом в банке. Иначе обстоит дело с земельным владением, которое было бы легче отчуждать. Впрочем, насколько велика земельная собственность, можно оценить лишь косвенно. Социальный исследователь Карстен Фрерк занималась активами двух католических церквей в Германии. И ей удалось выяснить, что им принадлежит около 150 тысяч гектаров земли. Это в два раза больше, чем площадь города Гамбурга.
Основной причиной непрозрачных имущественных отношений католической церкви является ее децентрализованная организация. Таким образом, архиепископы в основном самодостаточны и подчинены только Папе, и их богатство сильно варьируется. Так, в конце 2015 года самая богатая архиепископия Германии, Мюнхен/Фрайзинг, официально объявила о своих активах в размере 5,5 млрд. С другой стороны, самые бедные епархии мира, в основном в развивающихся странах, существуют только за счет милостыни с запада. Ватикан, в свою очередь, управляет своими собственными активами. В частности это золото и ценные бумаги, которые Ватикан хранит в собственном банке. Примечательно, что только налогов с этой суммы попадает в казну около тринадцати миллиардов евро в год.
Нотр-Дам для «верующих и неверующих»
Одним словом, католическая церковь чрезвычайно богата и без гроша. Вероятно, у нее все же будет достаточно средств, чтобы принять участие в восстановлении Нотр-Дама. То, что деньги на собор не выделены, Церковь обосновывает не только указанием, что строение принадлежит Франции, но и тем, что это собор для «верующих и неверующих», как заявил президент Папского совета по культуре кардинал Джанфранко Раваси.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание