ВОЗ запустила пробное тестирование четырех пробных методов лечения коронавируса. Программа называется SOLIDARITY и в ней принимают участие разные страны. Доктор Тедрос Адханом Геюреесус, генеральный директор ВОЗ, объявил о начале исследований в конце прошлой недели. Их цель - как можно быстрей получить надежные и качественные доказательства эффективности методов лечения.
Какие варианты
На одном из прошедших брифингов представители ВОЗ заявили, что только защитных мер недостаточно для того, чтобы переломить ход пандемии. Необходимо атаковать вирус: тестировать каждый подозрительный случай, изолировать и заботиться о заболевших.
И, конечно, искать лекарство. На сегодня имеются четыре варианта:
- ремдесивир;
- хлорохин и гидроксихлорохин;
- лопинавир плюс ритонавир;
- лопинавир плюс ритонавир и интерферон-бета.
Эффективность ни одного из них пока не доказана. О каждом из этих способов стоит рассказать отдельно.
Препарат от Эболы
Ремдесивир изначально был разработан как лекарство от другого смертельного вируса. Но испытания показали его недостаточную эффективность от Эболы. А вот от других вирусов он оказался очень полезен. В 2017 г. было доказано, что ремдесивир может бороться с SARS и MERS. Недавно исследователи решили проверить, насколько препарат будет полезен при борьбе с вирусом, вызывающим COVID-19.
Ранее в этом месяце сообщалось, что 35-летний житель США, зараженный коронавирусом, получил ремдесивир и вскоре пошел на поправку. С тех пор были зафиксированы и другие аналогичные случаи.
Доктор Эндрю Престон из Университета Бата в Британии объясняет, что препарат «имитирует один из строительных блоков вируса». Но поскольку на самом деле он им не является, то вызывает прекращение репликации генома вируса.
Старый друг - лучше новых двух
Хлорохин и гидроксихлорохин десятилетиями использовались как препараты от малярии. А недавно исследователи стали говорить, что они же могут быть эффективны в профилактики и лечении COVID-19. В середине марта ВОЗ начала дополнительные исследования, с целью «принятия решения о его потенциальной роли» в борьбе с пандемией.
Доктор Престон сделал независимый комментарий, в котором пояснил журналистам, что хлорохин имеет две различные функции.
Он блокирует синтез частей рецепторов вируса на клетках, ингибируя добавление определенных сахарных групп к поверхности клетки, которые распознаются вирусом. Во втором механизме, после прикрепления вируса к клеточной поверхности, он интернализуется в мембранно-закрытом компартменте, что в конечном итоге может нарушить ход размножения вируса.
Также лекарство способствует повышениям защитных функций в самих клетках, что не позволяет ему проникнуть внутрь и начать размножаться.
Комбинация препаратов
Ритонавир и лопинавир используются вместе в терапии ВИЧ. В начале года исследовали их действие на коронавирус. Правда, эффективность данной пары препаратов еще полностью не доказана. Недавно были получены данные о том, что между состоянием пациентов, получавших стандартное лечение, и теми, кто принимал ритонавир и лопинавир, не было обнаружено существенной разницы.
Но у людей, которые участвовали в исследованиях, были очень серьезные симптомы. Возможно именно из-за этого лекарства не оказали должного эффекта.
Еще одно исследование
Потенциальную эффективность ритонавира и лопинавира ученые пробуют повысить, добавив к ним интерферон-бета. В одном исследовании уже проверяется комбинация этих препаратов. Аналогичное соединение используется при лечении рассеянного склероза.
Вскоре при поддержке британской фармацевтической компании начнется другое исследование - оно не имеет прямого отношения к ВОЗ. Его цель - изучение интерферона-бета самостоятельно при лечении COVID-19.
Профессор Ян Холл из Ноттингемского университета Великобритании объяснил журналистам, в чем состоит идея их испытаний: «Давая больше этой молекулы легким, можно снизить тяжесть заражения коронавирусом. Особенно у тех людей, у которых снижена иммунная реакция на вирус».
Усилия ВОЗ, а также независимые испытания, проводимые по всему миру, должны привести к окончательному контролю над SARS-CoV-2 - возбудителем коронавируса. Генеральный директор ВОЗ также заявил: «Мы признаем, что существует острая потребность в эффективных терапевтических средствах. В настоящее время нет никакого лечения, которое доказало бы свою эффективность против COVID-19». Тем не менее, доктор Геюреесус отметил, что рад видеть, сколько усилий сегодня направлены на исследования по поиску лекарства.
Партия прибыла в Россию
Препарат гидроксихлорохин был передан в нашу страну в качестве гуманитарной помощи китайской фармацевтической компанией. Было принято для распределения по медицинским учреждениям 68 600 упаковок.
Лекарство с действующим веществом - гидроксихлорохином используется в России для лечения малярии, артрита (некоторых форм), астмы и волчанки. От коронавируса препарат был опробован в порядке эксперимента в Китае, США и некоторых странах Европы.
Минздравом России гидроксихлорохин был включен во временные клинические исследования наряду с еще несколькими лекарствами. Пока препарат будут принимать только в качестве профилактического средства. Его предлагают только столичным врачам, работающими в COVID-центрах и только на условиях участия в клинических исследованиях, поскольку препарат не зарегистрирован по показаниям против коронавируса.
О результатах испытаний
Российские журналисты обратились с вопросами к Юрию Мочалину, представителю компании «Санофи», которая поставляет основные объемы гидроксихлорохина. Он рассказал, что на сегодня имеются результаты небольших независимых исследований. Но для того чтобы получить серьезные доказательства, информации пока мало.
В Европе в настоящее время проводится клиническое исследование «Дискавери», как часть работы ВОЗ. В нем также применяется данный препарат. В «Дискавери» примут участие тысячи людей из разных стран - Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии. В других странах проводятся независимые исследования.
Компания «Санофи» проводит два клинических исследования по изучению эффективности препарата на разных стадиях заболевания: одно запускается в США и Европе. Будут задействованы более двухсот амбулаторных пациентов на ранней стадии. Второе проведут также за границей. В нем будет задействовано более трехсот пациентов с умеренно тяжелым и тяжелым COVID-19. Участие России в этих клинических испытаниях пока обсуждается.
Дефицита не намечается
Юрий Мочалин заверил журналистов, что компания принимает все меры, чтобы у пациентов с артритом и другими хроническими болезнями, которые принимают гидроксихлорохин по показаниям, не возникло недостатка в лекарстве. «Санофи» является одним из нескольких производителей препарата в нашей стране.
Ведется контроль за его отгрузкой контрагентам. Компания обратилась к ним с просьбой продавать лекарство только по рецептам.
Представитель «Санофи» подчеркнул, что эффективность гидроксихлорохина против коронавируса еще не доказана. Поэтому любое использование препаратов с данным действующим веществом для лечения COVID-19 является применением без показаний.
В одном из своих выступлений генеральный директор ВОЗ подчеркнул, что использование непроверенных лекарств может не только породить ложную надежду, но даже принести больше вреда, чем пользы. Также последствием стихийного спроса может стать нехватка основных препаратов, необходимых для лечения других заболеваний.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание