Конкурентное поведение среди сотрудников может быть вызвано типом обратной связи, которую они получили. Таковы результаты исследования, проведенного Институтом развития человека им. Макса Планка и бизнес-школой IESE в Барселоне.
Наблюдения
Обратная связь рассматривается как важнейший компонент успешной бизнес-культуры. При правильном использовании она может повысить производительность и качество командной работы. Но как различные виды обратной связи влияют на взаимодействие между сотрудниками? В недавнем исследовании ученые из Института человеческого развития Макса Планка и бизнес-школы IESE в Барселоне выяснили, какие виды обратной связи имеют тенденцию приводить к совместному поведению,а какие - к конкурентному. С этой целью для участия в лабораторном эксперименте было приглашено 112 студентов различных дисциплин и 28 менеджеров, каждый из которых имел опыт работы не менее семи лет.
Результаты исследования
Группы из четырех участников играли в варианты классической игры с общественными товарами. Каждый игрок получил фиксированное количество очков для инвестирования за раунд. В течение десяти раундов их попросили решить, сколько баллов они хотели бы инвестировать в групповой проект, а сколько - в свой индивидуальный проект. Награды за кооперативное поведение отличались между двумя экспериментальными сценариями, влияя на оценки участников и, в конечном итоге на то, сколько денег им заплатили. В первом сценарии кооперативное поведение в среднем привело к лучшему баллу для группы, но к худшему баллу на личном уровне. Во втором сценарии сотрудничество окупилось как для группы, так и для отдельного человека. Отказ от сотрудничества уменьшал общий счет, но наносил вред другим игрокам больше, чем сам участник. После каждого раунда участники получали обратную связь - либо просто о своей эффективности (индивидуалистическая обратная связь), либо дополнительные отзывы о работе группы в целом (совместная обратная связь с результатами) или о том, как они ранжировались относительно других игроков (рейтинговая обратная связь).
Совместная обратная связь способствует сотрудничеству
Результаты показывают, что тип полученной обратной связи оказал значительное влияние на восприятие участниками сценария и на то, вели ли они себя в сотрудничестве или на конкурентной основе. Участники, получившие индивидуальную обратную связь, вели себя совместно в кооперативном сценарии и все более эгоистично в конкурентном сценарии в течение сыгранных раундов. Участники, которые получили отзывы о работе группы в целом, были заинтересованы в поддержании сотрудничества, независимо от сценария.
Поразительно, что участники, получившие рейтинговую обратную связь, воспринимали даже совместный сценарий как конкурентный. В результате они отказались от гарантированной финансовой выгоды, чтобы обеспечить себе более высокий рейтинг, хотя этот рейтинг не имел финансового значения. Они становились все более конкурентоспособными за сыгранные раунды в ущерб себе. Напротив, учитывая рейтинговую обратную связь, число участников выше среднего превратилось в конкурентоспособных игроков. Эта группа игроков была уникальна в сообщении, что они хотели иметь больше, чем другие игроки, и что они не доверяли другим.
Опыт не защищает от эгоистичного поведения
«Рейтинг обратной связи побуждает даже опытных менеджеров действовать конкурентно, даже в ситуациях, когда коллектив, несомненно, отвечает их финансовым интересам. Когда акцент делается на сравнении с другими, и студенты, и менеджеры готовы нести финансовые потери с единственной целью причинения еще больших потерь другим », - говорит Ян К. Воике, исследователь из Института человеческого развития Макса Планка. «Обратная связь может исказить восприятие людьми ситуации и превратить их в конкурентные ситуации без объективной причины». Он добавляет, что менеджеры и коллеги демонстрируют сходные модели поведения в играх. Это показывает, что обширный опыт обратной связи, а также сотрудничества и конкурентных ситуаций, как можно предположить, накопили опытные менеджеры, не позволяет им более конструктивно справляться с такими ситуациями.
Результаты исследования могут быть применены к вопросу о том, как компании должны предоставлять обратную связь для своих сотрудников. «Публичное сравнение эффективности работы сотрудников или даже, в крайних случаях, внесение премиальных выплат или продление контрактов в зависимости от рейтинга сотрудников является контрпродуктивным, - говорит Себастьян Хафенбрадль из Бизнес-школы IESE.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание