Рубрики

Когда коллеги становятся конкурентами? Ученые выяснили, какие действия руководителя вредят командной работе

Конкурентное поведение среди сотрудников может быть вызвано типом обратной связи, которую они получили. Таковы результаты исследования, проведенного Институтом развития человека им. Макса Планка и бизнес-школой IESE в Барселоне.

Наблюдения

Обратная связь рассматривается как важнейший компонент успешной бизнес-культуры. При правильном использовании она может повысить производительность и качество командной работы. Но как различные виды обратной связи влияют на взаимодействие между сотрудниками? В недавнем исследовании ученые из Института человеческого развития Макса Планка и бизнес-школы IESE в Барселоне выяснили, какие виды обратной связи имеют тенденцию приводить к совместному поведению,а какие - к конкурентному. С этой целью для участия в лабораторном эксперименте было приглашено 112 студентов различных дисциплин и 28 менеджеров, каждый из которых имел опыт работы не менее семи лет.

Результаты исследования

Группы из четырех участников играли в варианты классической игры с общественными товарами. Каждый игрок получил фиксированное количество очков для инвестирования за раунд. В течение десяти раундов их попросили решить, сколько баллов они хотели бы инвестировать в групповой проект, а сколько - в свой индивидуальный проект. Награды за кооперативное поведение отличались между двумя экспериментальными сценариями, влияя на оценки участников и, в конечном итоге на то, сколько денег им заплатили. В первом сценарии кооперативное поведение в среднем привело к лучшему баллу для группы, но к худшему баллу на личном уровне. Во втором сценарии сотрудничество окупилось как для группы, так и для отдельного человека. Отказ от сотрудничества уменьшал общий счет, но наносил вред другим игрокам больше, чем сам участник. После каждого раунда участники получали обратную связь - либо просто о своей эффективности (индивидуалистическая обратная связь), либо дополнительные отзывы о работе группы в целом (совместная обратная связь с результатами) или о том, как они ранжировались относительно других игроков (рейтинговая обратная связь).

Совместная обратная связь способствует сотрудничеству

Результаты показывают, что тип полученной обратной связи оказал значительное влияние на восприятие участниками сценария и на то, вели ли они себя в сотрудничестве или на конкурентной основе. Участники, получившие индивидуальную обратную связь, вели себя совместно в кооперативном сценарии и все более эгоистично в конкурентном сценарии в течение сыгранных раундов. Участники, которые получили отзывы о работе группы в целом, были заинтересованы в поддержании сотрудничества, независимо от сценария.

Поразительно, что участники, получившие рейтинговую обратную связь, воспринимали даже совместный сценарий как конкурентный. В результате они отказались от гарантированной финансовой выгоды, чтобы обеспечить себе более высокий рейтинг, хотя этот рейтинг не имел финансового значения. Они становились все более конкурентоспособными за сыгранные раунды в ущерб себе. Напротив, учитывая рейтинговую обратную связь, число участников выше среднего превратилось в конкурентоспособных игроков. Эта группа игроков была уникальна в сообщении, что они хотели иметь больше, чем другие игроки, и что они не доверяли другим.

Опыт не защищает от эгоистичного поведения

«Рейтинг обратной связи побуждает даже опытных менеджеров действовать конкурентно, даже в ситуациях, когда коллектив, несомненно, отвечает их финансовым интересам. Когда акцент делается на сравнении с другими, и студенты, и менеджеры готовы нести финансовые потери с единственной целью причинения еще больших потерь другим », - говорит Ян К. Воике, исследователь из Института человеческого развития Макса Планка. «Обратная связь может исказить восприятие людьми ситуации и превратить их в конкурентные ситуации без объективной причины». Он добавляет, что менеджеры и коллеги демонстрируют сходные модели поведения в играх. Это показывает, что обширный опыт обратной связи, а также сотрудничества и конкурентных ситуаций, как можно предположить, накопили опытные менеджеры, не позволяет им более конструктивно справляться с такими ситуациями.

Результаты исследования могут быть применены к вопросу о том, как компании должны предоставлять обратную связь для своих сотрудников. «Публичное сравнение эффективности работы сотрудников или даже, в крайних случаях, внесение премиальных выплат или продление контрактов в зависимости от рейтинга сотрудников является контрпродуктивным, - говорит Себастьян Хафенбрадль из Бизнес-школы IESE.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание