Рубрики

Кондитерская с тысячелетней историей и отель, работающий с 705 года. Япония - страна старейших компаний

Япония - это страна старейших компаний. Сегодня в ней насчитывается 33 000 предприятий, которым не менее ста лет. Например, здесь есть кондитерская с тысячелетней историей и отель, работающий с 705 года. По какой причине им удается сохраниться так долго? И что это значит для будущего Японии?

Старейший чайный дом

Киото - это древняя столица Японии. В одном из его сонных пригородов находится Tsuen Tea, представляющий собою старейший чайный дом. С виду это не очень примечательное, тихое место, тем не менее пользующееся большой популярностью. Здесь можно насладиться разными сортами чая. Особенность этой компании состоит в том, что она открылась в 1160 году. Сегодня она позиционирует себя как старейший в мире действующий чайный дом.

Им управляет 38-летний Юсуке Цуэн, который восседает на полу, скрестив ноги, за низко стоящей стойкой и наливает зеленый чай из железных чайников. По его мнению, секрет выживания его фирмы в том, что она не слишком расширила бизнес и сосредоточилась в основном на чае. А также Цуэн заметил, что заниматься семейным бизнесом ему совсем не трудно, а вполне естественно, как и для многих поколений его предков.

Другие компании-старожилы

Но особенно удивительным является то, что в Японии подобных старейших компаний не единицы, а большое количество. По данным Банка Кореи 2008-го года, из 5586 предприятий старше двухсот лет, работающих в 41 стране мира, на долю Японии приходилось 56 процентов. По данным исследовательской компании Teikoku Data Bank, в Японии в 2019 году действовало больше 33 тыс. фирм старше ста лет.

Среди старейших японских компаний можно назвать, например, отель в Яманаси, который действует с 705 года, а кондитерская Ishimonjiya vasuke торгует сладостями в Киото с 1000 года. Такой строительный гигант в Осаке, как Takenaka, был основан в 1610 году. Интересно, что некоторые из мировых брендов, такие как Nintendo (видеоигры) и Suntory (алкоголь), имеют неожиданно долгую историю, уходящую в 1800-е годы. На чем же основано завидное долголетие многих компаний этой страны?

Уважение к традициям

В Японии существует такое понятие, как Shinise, которое буквально означает "старый магазин". Именно этим словом называются организации, которым не менее ста лет. По мнению исследователей, их успех обусловлен тем, что они делают упор на стабильность, а не на быструю максимизацию прибыли. В этой стране очень важным считается передать компанию своим потомкам.

Японские города существовали на протяжении веков, в отличие, например, от США. Поэтому, возможно, не стоит удивляться и долголетию находящихся в них предприятий. Но есть и другие причины, более специфические. Например, то, что Япония - это страна, для которой характерно глубокое уважение к традициям предков, предполагающим ориентацию на долгосрочность.

Здесь культурный фактор сочетается с экономическим, который заключается в том, что Япония как островное государство имела ограниченное взаимодействие с другими странами. Поэтому остро стояла необходимость максимально использовать имеющиеся ресурсы и делать это как можно дольше. В том числе и путем сохранения местных компаний.

Высокое качество обслуживания

Японские фирмы отличаются высоким качеством обслуживания клиентов, которое, несомненно, способствует их процветанию. Особенно это касается ryokan. Это традиционные японские гостиницы, которые относятся к гостям, как к членам семьи. Такой подход называется omotenashi. Хозяева пытаются заранее угадать, чего хотят их клиенты.

К примеру, семья Акеми Нисимуры руководила риоканом Hiiragiya на протяжении шести поколений. В 2018 году гостиница отпраздновала двухсотлетний юбилей. Некогда среди ее гостей был сам Чарли Чаплин. Девиз этого заведения: "Общение от сердца к сердцу".

Гостиница Hiiragiya и ей подобные отдают предпочтение таким ценностям, как приверженность семейному бизнесу, преемственность, высокое качество обслуживания, соблюдение традиций. Именно они, а не финансовая логика, находятся во главе угла. Нужно отметить, что такие заведения в Киото находятся на очень хорошем счету у властей и пользуются большими социальными льготами, что делает их элитными организациями.

Выход в объединении двух подходов

Тем не менее это восхищение долголетием компаний в Японии имеет и обратную сторону, особенно когда речь идет о стартап-сцене, которую критикуют как вялую по сравнению с другими странами. Хотя сегодня это положение уже начинает меняться, но не без трудностей.

Так, 27-летняя Мари Мацузаки работает в Queue. Это токийский стартап в сфере образовательных технологий. Она отмечает, что в Японии к молодым компаниям относятся без особого расположения в сравнении со старыми. Девушке было трудно объяснить своим родителям и друзьям, что это такое и почему она работает в стартапе, так как в своем классе она была единственной в таком выборе.

Что касается закрытия компании или ее продажи, то это воспринимается как провал, а иногда и позор. Такое отношение уходит корнями в глубь веков. И все же компании Shinise не обходятся без трудностей. Например, Kongo Gumi, строительная компания, основанная еще в 578 году, просуществовала ошеломляюще 1400 лет, прежде чем была ликвидирована в 2006 году из-за долгов.

По мнению ученых, успех Японии должно принести объединение сильных сторон двух бизнес-моделей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание