Рубрики

Конкуренция вместо сотрудничества: как предотвратить соперничество коллег

Работая над достижением индивидуальных целей, мы часто окружаем себя другими людьми, пытающимися достичь того же. Сотрудничество с людьми, преследующими те же результаты, что и вы - будь то в школе в учебной группе, на работе с другими, пытающимися подняться по корпоративной лестнице, или что-то более личное, например, попытка достичь цели в фитнесе - может быть мотивирующим. Но было ли у вас когда-нибудь так, что попытка достичь цели превратилась в настоящую конкуренцию?

Угроза конкурентов

На пути к достижению общей цели люди часто помогают друг другу. Но в какой-то момент этот коллективный фокус оказывает еще одно влияние на участников - люди, преследующие сходные цели, начинают сравнивать себя друг с другом. Эти сравнения могут создать конкурентные чувства, которые могут послужить мотивацией. Тем не менее, эти конкурентные чувства могут также создать ощущение псевдоконкуренции.

По мере роста конкуренции люди воспринимают своих коллег как угрозу для достижения своих целей. В этот момент акцент смещается с сотрудничества на получение позиционной выгоды по отношению к другим. Вот когда сотрудники могут превратиться в соперников, ведущих игру за вашей спиной.

Соревнование

Чтобы проверить поведенческий эффект воображаемого Стефани С. Лин, доцент Сингапурского университета менеджмента, профессор маркетинга и поведенческих наук в Пекинском университете провел исследование. В рамках исследования были разработаны эксперименты, в которых сотрудники делали устные творческие задания и играли в разные игры.

Коллектив был проинформирован о том, что каждый, кто набрал определенный балл, получит подарочную карту. Затем испытуемые объединились с партнерами и получили возможность сделать шаги, которые повлияют на баллы их партнеров.

Саботаж

В результате эксперимента было обнаружено, что достижение отдельных целей вместе с другими может порой приводить к контрпродуктивному поведению, которое может быть вредным для обеих сторон. Когда люди приближаются к цели, они начинают больше заботиться о расстоянии между ними и их коллегами, а не о расстоянии до достижения своей цели. Это чувство конкуренции может сместить внимание людей с самосовершенствования на победу над псевдопротивником, что может привести к саботажу поведения и последующему изменению курса.

В наших экспериментах, когда субъекты приближались к достижению своих индивидуальных целей, они с большей вероятностью предпринимали действия, которые подрывали их партнера. Участники также расслаблялись, когда думали, что у них лучшая позиция. Кроме того, они, как правило, выбирали игры, в которых они ожидали добиться большего успеха, чем их партнеры, даже если этот выбор означал и для них более низкий балл.

Эти стратегии имеют смысл в реальной конкуренции. Относительная позиция кого-то по отношению к другому человеку определяет, победят ли они. Однако, работая над индивидуальными целями, нет объективного приза в том, чтобы быть лучше, чем конкурент. В результате это чувство псевдоконкурса отвлекает людей от достижения их ценных личных целей.

Последствия индивидуальных стимулов

Нельзя отрицать, что награды мотивируют людей на достижение целей. Мы тренируемся, чтобы похудеть, учимся на выходных, чтобы получать хорошие оценки, и отводим дополнительные часы, чтобы заработать бонус на работе. Во многих отношениях тот факт, что другие люди стремятся к тем же индивидуальным целям, повышает мотивацию. Несмотря на то, что результат является личным, есть волнение в превосходстве над теми, кто преследуют аналогичные цели.

В отличие от положительного воздействия конкуренции, проведенные исследования показывают, что достижение индивидуальных целей вместе с другими людьми может порой приводить к контрпродуктивным взаимодействиям и негативным последствиям. Хотя эти люди часто являются положительным источником поддержки, способствующей успеху, их успехи также становятся легкой целью для сравнения. Желание людей преуспеть в этих сравнениях может, в свою очередь, привести к негативному поведению, такому как саботаж.

Результаты исследования указывают на необходимость дальнейшего изучения межличностных последствий саботажа и изучения путей его уменьшения в общих целях. Например, в рабочих условиях предоставление индивидуальной статистики производительности может помочь снизить конкурентоспособность, а также ее негативные последствия.

Когда соучастники становятся конкурентами, это приводит к плохому результату отдельного человека и, возможно, группы. Нанесение вреда действиям других людей может вызвать обиды, гнев и недоверие. Негативные последствия саботажа для достижения собственной цели очевидны. То, что также нельзя игнорировать, - это потенциальные негативные межличностные последствия среди сотрудников и партнеров по команде.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание