Рубрики

Красивая история любви: была ли Ахматова на самом деле музой Модильяни

Была ли страстная любовь между бедным художником Амедео Модильяни и русской поэтессой Анной Ахматовой, мы не узнаем никогда, так как эту тайну они унесли с собой навсегда. В России написано немало книг об их романе, снят фильм, и вопрос кажется уже решенным. Западные же биографы художника совсем не разделяют этого мнения, считая, что это просто знакомство.

Бедный художник и поэтесса

Знакомство поэтессы и художника произошло летом 1910 года, когда молодожены Лев Гумилев и Анна Ахматова приехали в Париж, чтобы провести здесь медовый месяц. В это время Анна знакомится с молодым и неизвестным художником Модильяни, который приехал в Париж, чтобы стать знаменитым.

На следующий год она посетила Париж уже без мужа и пробыла здесь с апреля по июнь 1911 год. Как утверждала Ахматова, на родину она вернулась с 16 подаренными портретами, из которых уцелел только один. Больше они никогда не виделись. Модильяни умер в 1920 году.

Свидетельством их знакомства стало небольшое эссе «Амедео Модильяни» 74-летней поэтессы, написанное ею спустя 50 лет, в 1964 году. До этого ни в одном документе, письме, исключая однократное упоминание о Модильяни в черновом варианте «Поэмы без героя», не было этого имени.

Ахматова просто вспоминала юность, когда будущий знаменитый художник был в нее влюблен. Расставаясь с ней, он приглашал ее приехать, писал ей письма. Она вспоминала, что все портреты он рисовал дома и приносил ей. Она никогда не позировала ему.

Кстати о письмах: биографы художника категорически отрицают эту возможность, ссылаясь на то, что он вообще не любил писать, даже своей матери он писал крайне редко, только в случае денежных затруднений.

Новые обстоятельства

В 1993 году на выставке картин Модильяни произошло одно интересное событие. Итальянский искусствовед определила, что ряд работ художника, выполненных в стиле ню, содержат изображение Ахматовой. Это живописные и скульптурные изображения в количестве 150 штук.

Но этому быстро нашли объяснение. Оказывается, Модильяни в это время был увлечен темой Египта, об этом вспоминала в эссе сама Ахматова. Он считал, что ее прямая челка и характерный профиль очень напоминают образ древнеегипетских женщин.

Амедео не добивался портретного сходства, но его всегда интересовал определенный типаж, в данном случае египетский. Период 1910-1913 гг. назван искусствоведами «негритянским». Ахматова полностью соответствовала этому типажу. В этот период, может быть, ее образ вдохновлял его.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание