Многие предприниматели считают, что покупка франшизы – это легкий способ стать миллионером. В реальности есть ряд причин, по которым франчайзинг может стать проблемой. Вместо ожидаемой легкой прибыли предприниматель сталкивается с неожиданными проблемами. Что может стать провалом предприятия?
Стартовый капитал и отчисления
Затраты на запуск и лицензионные отчисления могут существенно снизить размер заработка от франшизы. К примеру, при открытии McDonald's предприниматель должен не только платить деньги в зависимости от местоположения, но и вносить взнос в размере $ 45 тысяч за право управлять точкой и бизнесом на протяжении 20 лет. После этого срока, если компания согласится продлить контракт, предприниматель обязан внести еще $ 45 тысяч за пользование франшизой. В целом общая денежная схема открытия McDonald's, может составить от 1 до 2,2 млн долларов.
Настоящей занозой станет постоянное отчисление роялти. Каждый год предприниматель обязан выплатить вознаграждение за франшизу, в сумме оно равняется эквиваленту процента от продаж. То есть, независимо от того, насколько успешен и прибылен бизнес, предпринимателю придется делать налоговые отчисления государству и платить мзду головной компании.
К сожалению, без лицензионных отчислений уже не обходится почти ни одна франшиза. Простой пример: Burger King взимает с партнеров 4,5% от продаж в дополнение к 50 тысячам долларов франшизы, а Dunkin' Donuts заставляет своих франшизополучателей выплачивать 5,9% от продаж в год, добавляя отчисления к франшизе, которая может варьироваться от $ 40 тысяч до $ 90 тысяч, в зависимости от местоположения. Вычтите накладные расходы, налоги в дополнение к этим гонорарам, и станет понятно, почему франчайнзинг может оказаться не столь прибыльной затеей, как казалось на первый взгляд.
Затраты
Приобретая франшизу, предприниматель берет на себя ряд обязательств. Стандартным требованием часто становится покупка сырья непосредственно в головном офисе или у определенных поставщиков. В этом случае бизнесмен попадает в ловушку, поскольку цены на материалы всегда получаются гораздо выше, чем в среднем на отраслевом рынке. Этот факт сам по себе довольно неприятен, но он влечет и дополнительные затраты, которые существенно увеличат годовые отчисления роялти – премия поставщику входит в обязательные выплаты по франшизе.
В том случае, если предприниматель на свой страх, а больше риск, уходит от договорной схемы и делает закупки по выгодной для себя цене, то он нарушает договорные обязательства. Карой за это может стать разрыв франшизы, а значит, потеря всех инвестиций в дело.
Недостаток финансирования
Большинство франшиз не предоставляет финансирование. Предпринимателю придется вложить в дело собственные средства или обратиться за финансированием к сторонним источникам. Другими словами, бизнесмен должен решать эти вопросы самостоятельно.
Зная об этих проблемах, некоторые франшизы могут взять финансовые выплаты на себя, внеся средства за лицензию, оплатив стартовые затраты, предоставив запасы товара и оборудования, чтобы помочь своим франчайзи начать работу. Предложения такого рода весьма привлекательны, предпринимателю хотя и придется вкладывать часть средств, но не нужно рисковать всем капиталом, чтобы открыть магазин.
Больше - не лучше
Часть компаний ограничивает количество точек, которые они открывают на конкретной территории – в области, городе или стране. Делается это из-за опасений перенасыщения локального рынка и снижения доходности, что говорит о взвешенном подходе к ведению бизнеса со стороны головного офиса. Но многие франшизы по-прежнему пытаются вписать как можно больше торговых точек в одну и ту же зону.
Поэтому нередко можно увидеть пять разных ресторанов McDonald's в пределах нескольких километров - глава корпорации желает выжать максимум прибыли. И если у владельца франшизы всегда появляется прибыль, то предприниматель от такого засилья страдает. Каждый раз, когда головная компания открывает новую точку в непосредственной близости от уже работающих собственных франчайзинговых компаний, доходы каждого предприятия сокращаются.
Недостаток творчества
Франшизы требуют единого подхода во всех вопросах. Фактически все, начиная от оформления витрин в магазине, вывесок, предлагаемых продуктов и униформы, которую носят сотрудники, продиктовано условиями пользования франшизой.
Для креативного человека такая перспектива покрыта мраком неудовлетворенности и серости. К сожалению, почти каждая (если не вся) франшиза накладывает подобные ограничения. Так что, если есть желание реализовать собственный потенциал, то от покупки готового бизнеса лучше отказаться, всегда есть рецепты дела, в котором не будет рамок.
Плохая осведомленность
Многим известно, что выгодное расположение торговой точки является фактором, определяющим успех или провал начинания. Дело в том, что если франшиза не создаст магазин в благоприятном месте, которое будет поддерживать бизнес, у предпринимателя не будет ни малейшего шанса на успех.
Рассмотрим в качестве примера пиццерию, которая находится в респектабельном районе. Открывая бизнес и подписывая франшизу, предприниматели были уверены, что нашли удачное место – рядом пролегает трасса, население района весьма платежеспособно, поток людей возле пиццерии внушал оптимизм. Но в штаб-квартире не удосужились проанализировать состав населения вокруг торговой точки.
В респектабельном районе проживают люди, предпочитающие ужинать дома, редко заказывают доставку еды и еще реже обедают непосредственно в пиццерии. Если немного расширить географическую зону, то выяснится, что в нескольких километрах расположен студенческий городок, где проживает нужная целевая аудитория, но здесь уже работает несколько пиццерий в условиях жесткой конкуренции. Провал такого заведения очевиден и произойдет очень скоро.
Хотя франшизы могут оперативно провести демографическое исследование и дать оценку потенциальному месту расположения в плане доходности, они редко знают область, где будет располагаться торговая точка, а также совершенно не осведомлены о местном населении.
Запуск бизнеса - серьезное решение, которое следует принимать, тщательно взвесив все риски. Если вы хотите приобрести франшизу, узнайте как можно больше о компании, ее продукции и городе, где вы хотите открыть магазин. Даже отличный продукт и удачное расположение не гарантируют положительного результата, поэтому убедитесь, что вы знаете все подводные камни, прежде чем взяться за работу.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание