Рубрики

"НЕМОСКВА не за горами": оригинальная выставка современного искусства из 20 регионов России работает в Санкт-Петербурге

В Северной столице России, в городе Санкт-Петербурге, в Центральном выставочном зале «Манеж», при поддержке Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и городского Комитета по культуре 8 августа открылась выставка «НЕМОСКВА не за горами». Она работает до 15 октября 2020 года. Главная заявленная цель развернутых экспозиций — познакомить посетителей с современным, не столичным искусством.

Жизнь проекту дали в 2017 году Алиса Прудникова и Уральский государственный центр современного искусства, открывая широкой публике арт-сцены российской глубинки.

«НЕМОСКВА не за горами» — это 3-я часть проекта NEMOSKVA. Источниками творений 80 художников из 21 города России стало «ненужное», «выброшенное», «никчемное». Именно так отзываются об исходных материалах их создатели, превращая «худо» в нечто прекрасное.

Основной движущей силой выставки были региональные кураторы, которые провели большую работу по отбору произведений со всей страны и объединению их в тематические экспозиции. И за это организаторы проекта благодарны Оксане Будулак («Теория кротовых гор»), Антонио Джеуза («Между словом и белым кубом»), Евгению Кутергину («Летаргия»), Герману Преображенскому («Материальный ресурс»), Владимиру Селезневу («Парк культуры и отдыха»), Светлане Усольцевой («Мимикрия»), Артему Филатову («Смерть не за горами»). Для них это было нелегкой задачей, учитывая географический размах российских просторов.

Всего выставка имеет 7 разделов, занимая все пространство ЦВК.

«Теория кротовых гор»

Шесть авторов представили проекты, созданные в условиях «вечной изоляции». Они показывают зрителю, что их искусство не рассчитано на международное признание, массовый успех, рейтинги и уходы в коллекции. Их время в «Немосковии» зависит только от места и его удаленности от столицы. И чем оно дальше, тем территория изолированнее и самостоятельнее. И она сама определяет то место, где находиться центру.

«Между словом и белым кубом»

Работы художников, отобранные куратором, как бы указывают на то, что на российских просторах есть места, где вроде бы ничего не происходит. А также существуют и иные, активные, в которых чувства чрезвычайно сильны. Там искусство живет по своим личным законам, не принимая во внимание объективную реальность. Эти территории — «места силы».

«Летаргия»

Экспозиция символизирует пограничное кризисное состояние (летаргию). Работы художников пронизаны усталостью, замиранием жизненных процессов. Призывают посетителей эмоционально пережить различные аспекты данного состояния.

Они как бы подчеркивают, что летаргия в глубинках России объясняется слабой инфраструктурой и депрессивным социально-экономическим состоянием.

«Материальный ресурс»

Проект старается донести до зрителя замысел — материальность идет от ресурса пассивного к творческой активной силе. На этом пути создаются условия, позволяющие обрести новый опыт общения с миром. И в этом важную роль играет нечеткая память самих вещей, с которыми человек постоянно контактирует, не принимая ее в расчет.

«Парк культуры и отдыха»

Работы художников создают чувство безвременья. Здесь обитают призраки прошлого. Их образы необычно скатываются в ткани современного мира. Экспозиция похожа на парки городов российской глубинки, в которых обязательны карусели, фонтаны, скульптуры. Это места, куда «уходят» печали, тревоги. Здесь слушают друг друга только вещи: деревянные фигуры — аттракционы; фонарные столбы — шум фонтанов. А камеры видеонаблюдения лишь фиксируют пустоту.

«Мимикрия»

Авторы проекта предлагают зрителю остановиться и осмотреться. По-новому посмотреть на окружающий мир, сменив привычную оптику. И он увидит, как он иммигрирует, адаптируясь к различным ситуациям. Порой проникая внутрь, вживаясь в существующее. Поражает «спорами действия» нашу жизнь.

«Смерть не за горами»

Работы художников сообщают, что все рано или поздно закончится. Но, для того чтобы бытие не превращалось в горизонтальную линию, надо избавляться от провинциальных комплексов. И идти вверх. А достигнув вершины, посмотреть на пройденный путь и двигаться дальше. К другой, более высокой горе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание