Рубрики

Новое золото - спрос на литий будет расти из-за электромобилей

Эра массовой электрофикации автотранспорта все ближе. Тон, заданный Илоном Маском, постепенно подхватили другие производители. Однако повсеместный переход на «аккумуляторную тягу» пока ограничен нехваткой лития – ключевого элемента для накопления энергии в батареях.

Учитывая стратегическую важность этого металла и многократно возросший спрос, многие страны форсируют разведку и добычу ценного сырья. На наших глазах разворачивается так называемая литиевая революция, которая, быстрее чем мы думаем, изменит привычный мир.

Кто впереди планеты всей

В странах Европы продвигаются инициативы о полном переходе на транспортные средства, используемые для движения аккумуляторные батареи. Например, к 2025 году в Норвегии двигатели внутреннего сгорания окажутся под запретом.

Автогигант «Фольксваген» также объявил, что после 2026 года больше не будет разрабатывать новые бензиновые и дизельные моторы. Это прямой намек, что будущее все же за электрокарами.

Однако на данный момент лидирующие позиции по массовости использования электрофицированных транспортных средств занимает Китай. И это не удивительно – страна испытывает тяжелый экологический прессинг вследствие перенаселения и урбанизации.

И все же Маск

Как бы кто ни относился к Илону Маску, он очень многое сделал в плане популяризации легкового, а в последнее время и грузового электротранспорта. Хотя его проект Tesla развивается не так быстро, камень в пруд брошен, и волны волей-неволей расходятся по всей глади. Тот, кто оседлает идею, кто по полной вложится в технологии, поставит все на кон, пожнет впечатляющие плоды.

Сегодня сдерживающим фактором остается недостаточное количество аккумуляторных батарей для массового производства транспортных средств. Кроме того, из-за необкатанности технологий и дефицита лития конечный продукт получается дорогим. Многие страны вынуждены субсидировать покупку электрокаров.

Чем же очередной раз собирается удивить Илон Маск? Гигафабрикой! В городе Рино, что на западе американского штата Невада, строится огромная фабрика по производству литий-ионных батарей для автотранспорта. Ее запуск запланирован на 2020 год. Интересно, что стратегическим партнером выступает японская корпорация «Панасоник», которая собственно и будет заниматься выпуском ключевого элемента – аккумуляторных ячеек. Площадь промышленных помещений предприятия Gigafactory составит «космические» 530 000 м2. Инвестиционные вложения уже превысили 5 миллиардов долларов. При этом намечено строительство и других фабрик.

«Белая нефть»

Именно так метафорично прозвали журналисты редкоземельный металл литий. Раньше он мало кому был интересен. Разве что для производства аккумуляторов для телефонов, ноутбуков, военной техники и прочих электротехнических устройств.

Скорый масштабный переход автомобильного транспорта с ДВС на аккумуляторы повысил ставки до предела. Если совсем недавно основной объем лития добывался в Китае, и Поднебесная могла диктовать условия западным и азиатским партнерам, то сегодня КНР не входит даже в тройку производителей.

Буквально за последние два года лидерские позиции по выпуску ценного металла прочно заняла Австралия. Только вдумайтесь, акции компании-производителя Galaxy Resources за те же 2 года выросли на 1800%! Теперь вы понимаете, почему литий называют «белой нефтью»? Во-первых, скоро он заменит «черную» нефть, а во-вторых, будет приносить столь же высокий доход.

Также в тройку по совокупным запасам и поставкам лития входит южноамериканская страна Чили. В пустыне Атакама за короткий период построен огромный литиевый рудник SQM. Чуть меньше добывают редкоземельного металла в соседней Аргентине.

А где Россия?

Правительство пока делает ставку на углеводороды. Оно и понятно. На повсеместное внедрение электротранспорта потребуются не один десяток лет. Кроме того, химическое сырье нужно не только для производства бензина.

В Южной Америке литий сконцентрирован в районе лагун и солончаков Чили, Аргентины, Боливии. Добывать его экономически выгодно. Россия такими природными условиями не обладает. Редкий металл есть, но он рассредоточен в породе, на его добычу требуется затратить больше ресурсов. Сегодня идут научные работы с использованием экспериментальной установки НИТУ «МИСиС» по промышленному извлечению лития из бедных руд. Это позволит вдвое сократить затраты. Главное - не отстать.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание