Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар по малому бизнесу. Многим предприятиям запретили работу. Однако предприниматели стали искать выход из сложившейся ситуации. Некоторые стратегии показали свою жизнеспособность. Принятые коммерсантами меры помогают справляться с кризисом и отвечают новым социальным требованиям.
Новый профиль
Белорусская компания MUA в декабре 2019 года составила довольно амбициозный план на наступающие 12 месяцев. Руководители фирмы хотели переехать в новый офис, провести ремонт в магазине и даже запустить новую линию одежды. Коммерсанты планировали начать изготавливать вещи из переработанного сырья. Бизнесмены даже успели договориться с поставщиками из Португалии.
Весной 2020-го все было на волосок от краха. В Белоруссии после нескольких случаев заражения люди начали соблюдать строгие меры безопасности. Карантин в стране никто не вводил, однако количество посетителей торговых центров резко сократилось. Бизнесмены начали искать выход из положения.
Сначала предприниматели закрыли офлайновый магазин. Владельцы бизнеса столкнулись с критикой со стороны коллег и покупателей. Однако предприниматели не планировали рисковать здоровьем сотрудников. В результате чего и было принято столь сложное решение.
К тому времени владельцы фирмы уже почти подготовили сайт, заключили договоры с курьерскими службами. При этом было решено и изменить профиль магазина. Основной упор начали делать на изготовление и продажу защитных масок.
Владелица бренда отмечает, что это решение вызвало волну критики среди коллег. Многие советовали оставить эту глупую затею. Коллеги рассказывали о том, что коронавируса не существует, обвиняя предпринимателей в спекуляциях на страхе.
Однако уже через неделю скабрезные комментарии сменились просьбами о помощи. Многие магазины пытались сменить профиль, но выходило это лишь у единиц. Все хотели перенять опыт владельцев компании MUA. Некоторые были не прочь и купить партию масок. Сейчас предпринимательница планирует дальше развивать сайт, от открытия обычного магазина она отказалась. Продажи в интернете заметно выше.
Закрытый бар
Ольга - владелица нескольких баров в Белоруссии. Женщина постоянно вкладывала деньги в развитие и расширение бизнеса и с началом проблем с пандемией осталась фактически без гроша.
Власти не говорили о сложностях с эпидемиологической ситуацией, но залы практически опустели. Выручка в барах упала на 90 %. Тогда Ольга пошла на непопулярные меры и закрыла несколько заведений. Прежде всего женщина отказалась от баров, не имеющих собственных кухонь. Она решила сосредоточиться на приготовлении блюд и их доставке клиентам.
Сначала женщина развозила заказы самостоятельно, но потом смогла нанять курьеров. Оплатить аренду помог льготный кредит в банке. Предпринимательница долгое время успешно сотрудничала с одним финансовым учреждением. В итоге там и пошли навстречу.
Ногтевой бизнес
Несладко пришлось и Сине Вирабян. Женщина владеет 2 нейл-студиями. Одна работает в Ереване, а другая - в Минске. В Армении ввели режим самоизоляции, и бизнес пришлось сворачивать. В Белоруссии же клиенты просто перестали посещать заведение. Поток упал в 10 раз. "Нужно было быстро решать: либо я закрываюсь, либо что-то делаю. Я выбрала второй вариант", - говорит Сина.
Женщина сформировала уникальное предложение. Теперь мастера ее компании сами ездят на дом к клиентам. Сина признается, что клиентов пока мало, но это помогает пережить столь сложные времена.
Вместо итогов
Малый бизнес должен быть мобильным. Только в этом случае удастся добиться какого-нибудь успеха и пережить сложные кризисные времена. Причем некоторые эксперты отмечают, что в сложившихся условиях выживут именно компании, способные к резкой смене профиля.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание