Если вы когда-нибудь работали руководителем, то должно быть, знаете, что львиную долю рабочего времени занимает обучение персонала. Не всем лидерам подобное нравится, но приходится этим заниматься, поскольку работу надо выполнять качественно на всех уровнях. А знания и умения необходимо передавать, чтобы не останавливалась цепочка развития персонала. Есть способы, которые помогут сделать обучение эффективным, приятным и усовершенствуют навыки наставника.
Не спешите
Да, возможно, через 10 минут начинается планерка, и вам необходимо срочно закончить разговор с новеньким сотрудником. Вероятно, вы нервничаете, но это не повод отправлять его учиться самостоятельно. Помните, человеку нужно время, чтобы:
1. Понять смысл того, что ему сказали, и совместить новую информацию с тем, что он знал до этого.
2. Привыкнуть к вашей манере обучения.
И сотрудник не может это сделать хорошо, если вы спешите на совещание или другое важное мероприятие и не уделяете ему достаточно времени. Дайте ему возможность посмотреть вам в глаза, получить ответы на интересующие вопросы. Один из способов проверить понимание - дать коллеге время записать за вами. По тому, как быстро он пишет и в каких местах останавливается, можно понять степень осознания материала, который вы преподносите. Те места, где человек замедляется, также показывают его желание сосредоточиться и не упустить важную информацию, которую вы быстро проговариваете, чтобы успеть на совещание. Не забывайте о том, что сотрудник может впервые слышать информацию и не сразу понять, о чем речь. Внимательно отнеситесь к тому, что он спрашивает. Спешка в этом важном деле может отбросить вас на несколько шагов назад, и позже придется повторять озвученное. Так вы потратите времени гораздо больше, чем могли бы потратить, если бы замедлились в нужный момент.
Не додумывайте
Когда вы приходите к новому сотруднику, то ставите перед собой цель обучить его, вживаетесь в роль преподавателя. В такой момент есть риск забыть, что перед вами человек, который некоторую информацию слышит впервые. Посмотрите на себя глазами новичка, представьте, что не обладаете тем опытом, который передаете. Найдутся определения, требующие дополнительных объяснений. Какие-то связи потребуют примеров и детального анализа.
На этапе планирования презентации заложите в ее структуру точки проверки понимания. Некоторые думают, что фразы «есть вопросы?» достаточно. Но это не так, большинство подчиненных просто постесняются показаться некомпетентными, задавая свой вопрос. Приводите примеры из жизни, относящиеся к рабочим моментам. Шутки и веселые истории помогут понять, с вами ли аудитория. Проверяйте связь с сотрудниками постоянно, на каждом этапе. Так вы не упустите момент, когда требуются подробные объяснения.
Объясняйте
Некоторым руководителям кажется достаточным просто донести до сотрудников видение желаемого результата. По их мнению, достаточно изложить свое видение последовательных действий человека, чтобы он качественно работал. Но это не так. У каждого совершаемого действия на рабочем месте есть цель и обстоятельства, которые к нему приводят. Если разъяснить сотруднику подробно, зачем он занимается чем-либо и какое место занимает в общей структуре работы компании, пошагово, то ему станет проще понимать природу собственной деятельности. Так легче запомнить последовательность действий и понять личную ответственность за качество.
Ограничьте термины и упростите технологии
Это не значит, что нужно убрать из лексикона названия программного обеспечения или важных технологических определений. Но вспомните историю, многие открытия были сделаны без применения высоких технологий. К примеру, Ньютон открыл свои законы благодаря упавшему на голову яблоку. Можно использовать повседневные предметы для объяснения инноваций и сложных идей. Так, Святой Патрик объяснял христианскую концепцию Троицы при помощи клевера. Иногда следует отодвинуть компьютер в сторону и поговорить с новыми сотрудниками, обучать их при помощи рисунков или ролевых игр. Простое объяснение приводит к лучшему пониманию рабочего процесса. Старайтесь употреблять меньше специфических терминов, но не исключайте существенные.
Не забывайте, что вы сами когда-то были новенькими в своем деле. Качественное обучение сотрудников сегодня убережет от ошибок и траты времени на переподготовку завтра. Плюс хорошего преподавателя ученики всегда уважают и ценят. К лидеру, пользующемуся доверием, подчиненный всегда может прийти с вопросом или за помощью. А это гарантия предотвращения непредвиденных ситуаций.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание