Рубрики

Панамский канал - источник неисчерпаемого богатства. Какие страны получают выгоду от транзита

За последние два десятилетия панамское казначейство получило от канала более 16,8 миллиардов долларов США. С тех пор, как 31 декабря 1999 г. США передали Панамский канал в руки Панамы, водный путь, соединяющий Атлантический океан с Тихим, по которому проходит 6 % мировой торговли, стал гигантским источником дохода.

Панамский канал — золотая жила

К концу 2019 финансового года через канал прошло рекордное количество грузов — 450 миллионов тонн. По данным Управления Панамского канала, его годовой доход достиг 3,365 миллиардов долларов США, что является самым высоким уровнем с момента его открытия более века назад.

Конституция страны устанавливает, что это государственное предприятие должно перечислять в фискальную казну свой экономический профицит после покрытия расходов на эксплуатацию, инвестиции, эксплуатацию, техническое обслуживание, модернизацию, расширение и необходимые резервы на случай непредвиденных обстоятельств в соответствии с законом.

Фактически за последние два десятилетия государство заработало в общей сложности более 16,8 миллиардов долларов. Нет сомнений в том, что канал — это весьма выгодный бизнес, хотя некоторые аналитики задаются вопросом о том, почему еще больше ресурсов не поступает в казну и почему они не распределяются между панамцами более справедливо.

Какие страны извлекают выгоду из этого канала?

Построенный США в 1903-1914 годах, канал соединяет более 140 морских путей и 1700 портов в 160 странах. Крупные судоходные компании используют его для более быстрой транспортировки своих грузов.

Среди «клиентов» канала — крупнейшие грузовые транспортные компании мира, такие как South American Steamship Company, CMA CGM, China Ocean Shipping, American President Line, Hamburg-Sud или Maersk, входящие в длинный список коммерческих конгломератов.

Все они платят тысячи долларов за то, чтобы их гигантские контейнеровозы использовали морской проход, через который они также перевозят суда со сжиженным природным газом (СПГ) — продуктом, который Соединенные Штаты регулярно отправляют на азиатские рынки.

"Помимо Панамы, наибольшую пользу от канала получили США и Китай, — рассказывает Марко Фернандес, экономист консалтинговой компании GlobalSource Partners. — Панамский канал является связующим звеном в международной логистической цепочке и относительно дешевым средством транспортировки по сравнению с тем, во сколько может обойтись использование других морских маршрутов".

По словам Фернандеса, бизнес-стратегия канала заключалась в том, чтобы получить максимально возможный финансовый профицит для оплаты его прямых расходов, создать необходимые резервы и передать прибыль центральному правительству.

Как продвигается бизнес?

Канал управляется государственным органом Панамского канала (PCA), который работает с финансовой автономией и собственными активами. В этом смысле он действует как автономное государственное предприятие.

Майкл Коннифф, профессор Калифорнийского государственного университета Сан-Хосе, изучал эту тему в течение многих лет. "С момента переноса канала два десятилетия назад правительство Панамы и компании, чья деятельность была связана с каналом, извлекли огромную выгоду", — говорит Коннифф.

Страна превратилась в штаб-квартиру международных корпораций и способствовала развитию таких видов бизнеса, как транспорт, производство, услуги или банковский сектор.

«Вот почему панамцы называют его Сингапуром Латинской Америки», — говорит профессор.

Развитие канала

В 1990-х годах, когда канал находился в руках США, через него проходило всего 200 контейнеров в год. Сегодня цифра достигает 13 миллионов. Теперь это международный логистический центр. Передача контроля над каналом Панаме принесла пользу мировой экономике. Прямые доходы пошли в панамскую казну, которая, несмотря на продолжающуюся коррупцию, профинансировала инфраструктуру страны. Но проблема заключается в том, что не было никаких эквивалентных улучшений ни в системе образования, ни в сельской местности. И от этого страдает вся Панама.

Карлос Гарсимарин, ведущий экономист представительства Межамериканского банка развития (МБР) в Панаме и один из авторов недавнего исследования BID Economics Panama, подтверждает, что, несмотря на прогресс, есть сектора населения страны, которые остались в неблагоприятном положении.

"Хотя Панама зарегистрировала один из самых высоких темпов роста в мире за последние 15 лет и наравне с Чили стала страной с самым высоким доходом на душу населения в Латинской Америке, этот экономический успех не привел к социальным улучшениям, которых можно было бы ожидать", — делится он.

Неравенство — ахиллесова пята страны

«Панама продолжает оставаться одной из самых неравноправных стран в Латинской Америке и в мире», — говорит Гарсимарин. Хотя в Панаме и зарегистрирован один из самых высоких темпов экономического роста в мире, в стране все еще есть общины, живущие в нищете. Этот вопрос вызывает беспокойство, учитывая, что с 2005 года индекс Джини (международный показатель, используемый для измерения неравенства в доходах) в Панаме снизился очень незначительно по сравнению с экономическим ростом страны.

«На каждую точку экономического роста неравенство сокращается в два с половиной раза по сравнению с остальной частью Латинской Америки», — отмечает экономист.

На данный момент очевидно, что золотодобывающая шахта, которую представляет собой Панамский канал, продолжает приносить миллионы прибыли. И прогнозы показывают, что коммерческий спрос будет продолжать расти.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание