Интересное исследование провели психологи Лили Джампол и Вивиан Зайас из Корнеллского университета (США). Оно касалось оценки руководителем некачественной работы, выполненной подчиненными. Психологов интересовало, равные ли отзывы за плохо выполненное задание получают мужчины и женщины и какие факторы влияют на необъективную оценку неэффективного работника.
Суть эксперимента
Какие же задачи стояли перед учеными? Определить:
- В равной ли мере оценивает руководитель работу мужчин и женщин?
- В какой форме дается им отзыв?
- Какие причины не позволяют в полной мере оценить некачественную работу, как мужчин, так и женщин?
Затем нужно было сделать правильные выводы.
Оценка работы руководителем
В проведении эксперимента участвовали сотрудники различных организаций. Эксперимент состоял из двух этапов. Вначале участникам показывали отзывы, составленные руководителем на плохо проделанную работу, которую выполнили подчиненные ему сотрудники. Отзывы были анонимными. По ним участникам эксперимента нужно было определить пол неэффективного работника, которому был составлен отзыв. Кто он - мужчина или женщина?
Результат показал следующее. Если отзыв был составлен жестко, но честно, то в подавляющем большинстве участники эксперимента относили его к мужчине. В том случае, если отзыв был составлен в обтекаемой и дружелюбной форме, то в нем видели в качестве адресата оценки женщину.
Оценка работы участниками эксперимента
На втором этапе психологи попросили самих участников оценить некачественно выполненную работу. После того, как отзывы были написаны, им открыли пол автора, плохо выполнившего работу, и предложили по желанию скорректировать свои рецензии.
Психологи отметили, что первоначальные отзывы, составленные на сотрудников-мужчин, остались неизменными, а вот сотрудникам-женщинам в большинстве случаев они были скорректированы, после чего тон суждения намного смягчился. При этом участники эксперимента были уверены, что давали честную и объективную оценку.
Выводы психологов
Конечно же, большинству руководителей неприятно критиковать неэффективных сотрудников, давать их работе отрицательные отзывы, особенно в тех случаях, когда приходится говорить это в лицо. Довольно часто здесь задействованы благородные мотивы, которые побуждают смягчать критику и дипломатично сглаживать острые углы из-за нежелания причинить коллеге боль, не портить дружеские отношения.
«Белая ложь», получаемая женщинами, соответствует социальной норме, принятой в обществе по отношению к слабому полу. Еще, по мнению Джампол и Зайас, положительные отзывы женщинам дают те, кто боится быть уличенным в сексуальном домогательстве.
Психологи дают критические оценки тому, что в подавляющем большинстве женщины получают менее честные и объективные отзывы о своей работе. Честная обратная связь важна для успеха, несмотря на то, что это временами приносит боль.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание