Рубрики

Почему в Швеции не принято выставлять богатство напоказ, хвастаться и говорить о нем: практичность, тактичность и другие причины

Высокий доход является признаком успеха во многих странах, но в Швеции глубоко укоренившаяся традиция под названием Jantelagen останавливает многих от разговоров об этом.

В самом богатом районе Стокгольма Остермальме частные яхты и плавучие коктейль-бары заполняют пристани. На соседнем бульваре Страндвеген находится один из самых дорогих объектов недвижимости в столице, а также эксклюзивные бутики и рестораны. Неподалеку в богато украшенных зданиях 18-го века расположены роскошные офисные помещения и частные бары для членов клуба. Район заполнен людьми в дизайнерских солнцезащитных очках, но найти кого-то, кому удобно говорить о своем богатстве, почти невозможно.

"Я не собираюсь говорить вам, сколько зарабатываю"

30-летний Роберт Ингмарссон занимается маркетингом. На вопрос, что он делает со своими деньгами, он отвечает просто: «Я трачу их на акции. Я люблю инвестировать».

24-летний Виктор Гессе, прогуливающийся по магазинам, говорит, что собирается участвовать в международной программе талантов для крупного шведского бренда. Но когда его спрашивают о зарплате, он отвечает: «Это секретно».

Говоря о Швеции, как правило, подчеркивают ее социальную демократию, высокие налоги и низкое неравенство по мировым стандартам. Однако разрыв между богатыми и бедными неуклонно увеличивается с 1990-х гг.

Неоднократные попытки организовать интервью с молодыми и богатыми шведами проваливались. В дружеской беседе люди были рады поговорить о больших домах, семейных яхтах, спортивных автомобилях или шампанском в ночных клубах, но на официальное интервью мало кто соглашался.

Почему шведы не хотят говорить о богатстве

Лола Акинмаде Окерстрем, автор книги о шведской культуре, живущая в Стокгольме уже более десяти лет, говорит, что разговоры о деньгах – очень неудобная тема в Швеции. Она утверждает, что хвастовство или даже обсуждение умеренной зарплаты с незнакомцем – это такое табу, что многие шведы чувствовали бы себя более комфортно, говоря о сексе.

Культурологи сходятся во мнении, что значительная часть табу может быть объяснена глубоко укоренившимся скандинавским кодексом под названием Jantelagen, который пропагандирует идею никогда не думать, что ты лучше кого-то другого, и осуждать тех, кто нарушает эту норму.

«Речь идет о том, чтобы не слишком бросаться в глаза, не хвастаться без нужды, и это своего рода способ держать всех по большей части равными, чтобы устранить источники стресса в группах», − говорит Лола.

Термин Jantelagen переводится как «закон Янте» и берет свое название от законопослушного города, который фигурировал в книге норвежско-датского автора Акселя Сандемоза в 1933 году. Доктор Стивен Троттер, шотландско-норвежский ученый, который писал об этой концепции, когда работал в университете Глазго в Шотландии, говорит, что это чувство существовало в северных странах, особенно в сельских районах, на протяжении веков.

"Ты можешь поболтать о своей хижине в лесу, о теплых полах и патио. Люди не удивляются этому – это распространенная идея в северных странах, и у многих здесь есть второй дом, − рассуждает он. − Но если вы скажете, что потратили столько же денег на два «Ламборджини», над вами будут смеяться!"

За закрытыми дверями с людьми того же социально-экономического статуса богатые люди чувствуют себя более комфортно. Тогда они могут говорить о своих летних домах или машинах со всеми на одном уровне.

Реакция молодежи

Однако все большее число молодых и успешных шведов начинают критиковать Jantelagen и призывать к разговорам о богатстве и успехе. К ним относится 22-летняя Николь Фальчиани, которая начала зарабатывать деньги на блогах еще подростком и теперь является влиятельным лицом, имея 354 000 подписчиков в Instagram.

На гламурной свадебной съемке ювелирных украшений в загородном кафе она и глазом не моргнет, когда ее попросят рассказать о своем типичном гонораре − около 20 000 долларов за кампанию.

Эти деньги она тратит на дизайнерские сумки и путешествия. Также девушка купила квартиру в центре города в возрасте 20 лет.

«Мне бы очень хотелось, чтобы Jantelagen исчез, потому что я думаю, что это было бы намного лучше для всех живущих здесь. Наше общество было бы гораздо более открытым, если бы мы могли говорить о деньгах, − рассуждает она. − Это очень хорошая мысль, что все должны быть равны. Но если вы работаете больше, чем кто-либо другой, то вы должны гордиться этим».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание