В начале ХХ века «Сокровенная жемчужина» считалась самым ценным предметом в мире. Это даже привело мировой финансовый рынок в состояние стресса, снизив ценность всего остального. Альфреду Картье и его сыновьям не потребовалось много времени, чтобы познать силу этих маленьких радужных драгоценных камней. Самые богатые женщины в мире покупали жемчуг Cartier, но из всех известных сделок с жемчугом одна была особенно значимой для легендарной ювелирной фирмы. Об этой истории пишут многие журналисты.
Богатая покупательница
Речь шла об избалованной молодой невесте Мэйзи Плант и ее любящем пожилом муже Мортоне Планте, железнодорожном и пароходном магнате, который также был коммодором очень престижного нью-йоркского яхт-клуба.
В 1916 году Пьер Картье выставил в своем нью-йоркском салоне то, что он считал самым дорогим ожерельем в мире. С двумя нитками из 55 и 73 идеальных жемчужин оно стоило больше миллиона долларов (около 24 миллионов долларов в сегодняшних деньгах или практически 1,5 млрд рублей) и стало сенсацией в одночасье. Многие ценители ювелирных украшений отправлялись в долгие путешествия, чтобы увидеть ожерелье в реальности. 31-летняя Мэйзи Плант была увлечена украшением намного больше, чем большинство других людей.
Однажды вечером Мэйзи Плант и Пьер Картье сидели рядом за ужином. Она превозносила красоту жемчужного ожерелья Картье, но утверждала, что не может себе этого позволить. Пьер знал, что Мортон Плант в свои шестьдесят лет был совершенно одурманен своей гораздо более молодой второй женой и сделает все возможное, чтобы Мейзи получила все, что захочет (к большому разочарованию его взрослых детей, которые подозревали, что их новая мачеха была золотоискательницей).
Гениальная идея
Пьер также знал, что Плант рассматривает возможность продажи своего особняка в стиле Ренессанса на углу Пятой авеню и 52-й улицы, потому что он чувствовал, что район теряет свой жилой вид. Поскольку и пятиэтажный особняк, и жемчужное ожерелье были оценены примерно в миллион долларов, Пьер подумал, что мистер Плант, возможно, согласится на сделку. Картье предложил пожилому господину обменять украшение на дом.
К счастью для Мэйзи, ее муж принял это предложение. Жемчужное ожерелье было заменено на связку ключей. И Картье переехал в особняк.
Что было дальше
Пьер начал видоизменять постройку. В одном из своих писем Жаку он написал: «Новое здание трансформируется. Перегородки в комнате разрушаются, потолок полон дыр, на всех лестницах есть штукатурка, но мне начинает нравиться наше местное будущее. Мы можем начать французскую роскошь в Нью-Йорке!»
Картье вкладывал всю энергию и силы в реновацию и без того шикарного дома.
Слишком хорошо понимая, что война все еще бушует в Европе, он чувствовал, что сосредоточиться на бизнесе было лучшим, что он мог сделать. Инвестирование сейчас (письма между братьями оценивали общую стоимость реконструкции в 900 000 долларов, или 24 млн сегодня) означало получение вознаграждения позже. Поэтому Пьер очень серьезно относился к каждому этапу реновации постройки.
Выбор архитектора
Пьер ходил по магазинам в поисках архитекторов. Он обратился за советом и к Луи, и к его невестке (ее отец превратил жилой дом на Вандомской площади в Париже в банк). Но в конце концов он выбрал хорошо известного американского специалиста Уильяма Уэллса Босворта, который впоследствии стал другом семьи. Ему было поручено создать магазин, достойный выдающейся клиентуры Cartier, сохраняя при этом ощущение частного дома.
Полученный магазин, настаивал Пьер, должен быть привлекательным для американских клиентов, оставаясь при этом постройкой в соответствии с первоначальным демонстрационным залом Rue de la Paix. Картье хотел, чтобы его стиль и дух наполняли каждое помещение дома. Босворт не испытывал недостатка в идеях, но в конечном счете это было королевство Пьера.
Удивительное преображение дома
Каждая деталь— от выбора ковра до деревянной лепнины вокруг дверей и стиля его письменного стола - была лично одобрена ювелиром. Cartier может быть известен своими крупными драгоценными камнями, но это был прежде всего Дом творчества и дизайна. Творец хотел добиться того, чтобы как только клиент пересекал порог дома, он осознавал, что находится в заведении высшего вкуса.
Пьер также был эстетом с очень тонким чувством стиля. Через несколько месяцев после завершения реконструкции Ассоциация Пятой авеню наградила дом золотой медалью за лучшее преображенное здание в Нью-Йорке в том году.
Интересная история
После нескольких месяцев ремонтных работ, утром 1 октября 1917 года, Пьер отправил нескольких своих сотрудников вперед, чтобы подготовиться к его прибытию.
Эдвард Белл, его помощник, проехал небольшое расстояние между старым местом и новым в фургоне Картье, втиснувшись между двумя полицейскими детективами на переднем сиденье с коробками драгоценностей, заполняющими заднее. Жюль Глаенцер тем временем вел маленький автомобиль, в который он чудесным образом запихнул тяжелую витрину. Мужчины прибыли по указанному адресу в назначенное время, где их ждали несколько сотрудников офиса, чтобы помочь им разгрузить вещи. Вскоре весь драгоценный груз был свален на тротуаре рядом с новым магазином.
Проблема, как они вскоре обнаружили, заключалась в том, что ни у кого не было ключей. Все в группе были под впечатлением, что кто-то другой получил их, в то время как на самом деле строители забывчиво ушли с ними накануне.
Самые дорогие драгоценности на улице
Им всем пришлось ждать на тротуаре возле маленьких красных коробочек, наполненных рубинами, изумрудами и бриллиантами, в то время как посыльный был послан разыскивать ключи. Глаенцер руководил ситуацией с характерным театральным чутьем. Дамам из конторы, одетым в широкие юбки, было приказано собраться в круг вокруг драгоценного груза. Сам Жюль, стараясь казаться беспечным, стоял на страже, горячо надеясь, что его светские друзья не выберут именно этот момент, чтобы пройти мимо.
Коммивояжер Cartier Эдвард Белл позднее вспоминал чувство облегчения, когда они все благополучно оказались внутри. "Теперь мы основали эффективную организацию, и месье Пьер в восторге от этого места — где, безусловно, приятно работать — и я не могу не чувствовать, что удовлетворение месье Пьера является моральным результатом бесконечных трудностей, успешно преодоленных", - рассказывал Белл.
Подводя итоги
Вот такая необычная история покупки и реновации одного из магазинов Картье. Сегодня мало кто знает эту историю, зато имя величайшего ювелира известно практически каждому человеку на земле. Пьер Картье обладал настоящим чутьем и удивительным дизайнерским вкусом. Так же он был превосходным бизнесменом, который мастерски совершал сделки. Кому еще могло прийти в голову обменять ожерелье на целый дом. Однако нужно понимать, что по своей красоте жемчужины этого украшения действительно могли посоревноваться с чудесами света. Сегодня миллиардеры готовы отдать не только дома, но намного больше, лишь бы стать обладателями уникального украшения, которым не может похвастаться ни один человек на всей планете. Красота, как и много лет назад, по-прежнему правит этим миром и является огромной силой, которая способна на многое.
Что стало со счастливой обладательницей ожерелья, неизвестно. В книгах, посвященных Картье, эти моменты не раскрываются. Возможно, дама сбежала, продала ожерелье и стала самой богатой женщиной в мире. А может, она с гордостью носила его и радовала мужа?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание