Современная потребительская психология требует от человека накопительства. Чем больше человек покупает, тем выгоднее это для бизнеса. Однако действительно ли подобное нахламление приносит пользу человеку или же следует от него воздерживаться?
Поведенческие особенности
Реклама ежедневно призывает миллионы людей по всему миру приобретать самые разные товары. Те, кто поддаются ее уговорам, далеко не всегда приобретают нужные вещи. Постепенно происходит захламление сначала собственного жилья, потом дополнительных площадей: гаража, дачи и т. д. В итоге свободного места почти не остается, а избавиться от кучи лишних вещей не всегда возможно.
Люди гораздо чаще приобретают вещи под брендовыми марками, которые, по их мнению, имеют целый ряд преимуществ функционального, эмоционального или социального характера. Ряд исследователей отмечает, что своевременное избавление от старых вещей позволяет как минимум в два раза сократить количество работы по дому. Существует большое количество методик, предлагающих избавиться от лишнего в своем доме, однако далеко не все спешат ими воспользоваться.
Почему трудно выбросить старые вещи?
Проблема с избавлением от хлама является сложной и многоуровневой, однако начинать решать ее следует с получения навыка правильных покупок. Когда покупатель посещает магазин или делает покупку в интернете, он так или иначе оказывается под влиянием маркетологов, которые прилагают большие усилия для того, чтобы заставить его приобретать те или иные вещи.
Эти специалисты используют целый ряд социальных дисциплин, чтобы удовлетворить потребности покупателей: принадлежность к обществу, контроль, идентичность и стремление к собственному счастью. Психологи считают, что покупательское поведение в первую очередь связано с сочетанием контроля и мотивации. Продавцы пытаются вызвать у покупателей различные положительные эмоции, опираясь на то, что людям нравится получать их как можно чаще.
Чтобы избавиться от лишних вещей в доме, понадобится реконструировать собственные психологические установки, поскольку это вызывает негативные эмоции, ведь человек отдает или выбрасывает вещи, которые когда-то любил. Некоторым людям настолько сложно избавляться от привычных вещей, что они делают это со слезами на глазах. Этот антоним потребления вызывает негатив и у маркетологов, которым необходимо будет сгладить его, предложив линейки новых товаров в магазинах.
Так ли страшна пустота?
Избавление от хлама заставляет человека отказаться от тех преимуществ, которые когда-то стали причиной его приобретения, оно способно вызвать сильное чувство вины. Попытка разобрать завалы ведет к погружению в воспоминания, которые могут быть как позитивными, так и негативными. Именно поэтому многие боятся наводить порядок и пытаются так или иначе закрывать глаза на хаос, творящийся в доме.
Некоторые психологи считают, что наведение порядка в своих вещах приводит к возврату контроля за собственной жизнью. Когда человек четко осознает, чем именно обладает, ему намного проще выстраивать свой жизненный путь. Также существуют несколько теорий, согласно которым избавление от старых вещей может привнести в жизнь человека новую энергию и положительные эмоции.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание