Рубрики

Как завоевать внимание публики: секреты ораторского искусства

Известный испанский фокусник Хуан Тамариз рассказал в своей книге о секретах магии о "воображаемых нитях", которые необходимы для связи со зрительным залом. Исполнитель трюков должен контролировать аудиторию и заставить каждого присутствующего на представлении почувствовать себя увиденным. Эти воображаемые нити тянутся от фокусника к каждому из зрителей, но во время выступления надо постараться сохранить их в целостности.

Когда иллюзионист чувствует, что потерял одну из "нитей", он пытается восстановить контроль над ситуацией с помощью вопроса к аудитории (одному из присутствующих или группе лиц).

Напрашивается логичный вопрос: как в зале, где присутствует несколько сотен, а может быть даже несколько тысяч зрителей, возможно установление зрительного контакта с каждым из участников? В действительности, эта задача легче, чем мы думали.

Восприятие зрительного контакта

Когда вы выступаете с докладом перед аудиторией, вы тоже являетесь фокусником, задача которого - удержать внимание присутствующих. Это еще сложнее, ведь в ваших руках нет черного цилиндра и кучи разноцветных платков. Однако согласно выводам нового научного исследования, воображаемые связующие нити могут связывать оратора и зрителя даже не через глаза.

Как оказалось, люди воспринимают прямой зрительный контакт даже в том случае, если собеседник бросает свой взор на любую часть лица. Поэтому во время выступления вам не нужно выискивать глаза каждого из присутствующих в зрительном зале. Достаточно "пробежаться" взглядом по лицам людей, сидящих в первых рядах. Это снизит уровень паники докладчика и заставит аудиторию подчиниться.

На основе эксперимента ученых из Австралии

Сотрудники университета Эдит Коуэн в Перте (Австралия) Шейн Роджерс и Оливер Гвидетти намеревались определить, испытывают ли собеседники "иллюзию зрительного контакта" во время непринужденного разговора. Кроме того, команде исследователей предстояло определить, насколько сильным может быть неправильное представление. Чтобы это выяснить, они провели два любопытных эксперимента.

В ходе первого эксперимента, доктор Гвидетти разговаривал с глазу на глаз с 46 студентами в течение 4 минут. Ведя беседу, экспериментатор старался смотреть в глаза своим собеседникам. После того, как разговор был закончен, испытуемые оценили уровень зрительного контакта.

Затем исследователь попросил сместить акцент зрительного контакта с глаз на губы оппонентов. По завершению теста испытуемые также давали свои оценки восприятию зрительного контакта.

Как оказалось, оба эксперимента получили эквивалентные оценки. Это указывает на то, что наше восприятие зрительного контакта во время разговора больше связано со взаимным взглядом, брошенным на лицо, чем с фактическим зрительным контактом.

Удивительные выводы

Во втором эксперименте приняли участие 36 пар студентов в очках, задачей которых было угадать намерения собеседника. Отметим, что все участники чередовали роли "зрителя" и "предсказателя". В каждом испытании зритель по очереди бросал двухсекундный взгляд в одну из пяти зон на лице оппонента: на глаза, рот, нос, лоб и любое ухо. Затем предсказатель пытался угадать, куда только что смотрел партнер по испытанию.

В итоге точность догадок была выше случайного уровня. Это дало возможность предположить, что люди обладают способностью выяснять местоположение взгляда другого человека, в том случае, если активно за ним следят. Но этого не происходит, если их мозг занят другими делами, например, впитыванием информации, полученной от собеседника.

Ораторское искусство заключается не только в грамотно поставленной речи

Что делать, если риторика не ваш конек? Практикуйтесь и осваивайте секреты известных людей. Большинство великих спикеров умеют управлять толпой. Они умело расставляют акценты, пользуются невербальными манипулятивными приемами (активная жестикуляция, чуть наклоненный вперед корпус тела), проводят интерактив с залом и не боятся показаться смешными.

Если вы просто встанете перед аудиторией, как истукан, вряд ли публика будет вас слушать, раскрыв рот от изумления. Даже если вы без запинки выучите свою речь, это не возымеет должного эффекта.

Как оказалось, публика попадает под обаяние оратора, если тот мастерски удерживает невидимые нити зрительного контакта. Теперь это гораздо проще, ведь вам не нужно смотреть в глаза каждому из присутствующих.

Достаточно пробежаться по их лицам. Пока зрители обдумывают ваши слова, им некогда следить за вашими глазами. Они уверены, что вы смотрите на них, и этого достаточно.