Если ваши планы на 2020 год были отменены из-за коронавируса, углеродная компенсация, вероятно, является последней вещью, о которой вы думаете. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), только 1% пассажиров авиакомпании участвовали в добровольном сокращении выбросов углерода до того, как ограничили поездки.
Тем не менее на фоне прогнозов о том, что сокращение глобальных выбросов, зарегистрированных во время коронавируса, может быть недолговечным, и что экономические последствия вируса могут замедлить усилия по сокращению авиационных выбросов в долгосрочной перспективе, добровольное углеродное возмещение будет, вероятно, более важным, чем когда-либо, когда международная туристическая индустрия снова начнет свою работу.
Развитие технологий для уменьшения углеродного загрязнения
Появившаяся в результате переговоров по климату в Киото в 1997 году, углеродистая компенсация долгое время боролась с проблемой имиджа. Схемы компенсации позволяют людям инвестировать в природоохранные проекты, предназначенные для улавливания выбросов углерода (например, посадка деревьев) или предотвращения выбросов (например, проекты по возобновляемым источникам энергии), но отсутствие регулирования и подотчетности в первые дни подогревало повсеместное недоверие к эффективности этих программ.
Совсем недавно лесные пожары, разразившиеся в Австралии, Калифорнии и Амазонии, обострили проблемы, связанные со схемами компенсации на основе лесного хозяйства (когда дерево горит, оно выпускает весь свой углеродный запас обратно в атмосферу).
Но появился Climeworks, швейцарский стартап, который впервые применил технологию, которая высасывает углерод из воздуха и превращает его в камень, эффективно удаляя выбросы углерода из атмосферы мгновенно, безопасно и навсегда.
Технология работы предприятия
Расположенный на мшистых склонах действующего вулкана на юго-западе Исландии, первый завод по удалению углерода Climeworks с постоянным хранилищем начал свою деятельность в 2017 году. Работая на тепле от геотермальной энергетической установки, он использует технологию прямого захвата воздуха (DAC) для «втягивания» окружающего воздуха в гигантские машины, похожие на пылесосы, называемые коллекторы CO2. Затем углерод отделяется от захваченного воздуха, объединяется с водой и перекачивается на 700 м под землю. Благодаря естественной минерализации углекислый газ, реагируя с базальтовой породой, превращается в камень в течение нескольких лет, а оставшийся чистый воздух просто возвращается в атмосферу.
Подобно посадке деревьев и удобрению океана (добавление железосодержащих водорослей в воду, благодаря которым поглощается углекислый газ), DAC - это то, что может стать решением по сокращению углекислого газа. Эти решения, как правило, составляют основу проектов компенсации выбросов углерода, поддерживаемых такими авиакомпаниями, как Qantas и Delta, при этом большинство перевозчиков в настоящее время работают с аналогичными проектами, такими как Gold Standard и Verified Carbon Standard.
Перспективы с точки зрения науки
Хотя большинство ученых-климатологов согласны с тем, что для решения проблемы глобального потепления требуется комплекс решений по удалению углекислого газа, они считают эту технологию особенно перспективной.
«С точки зрения эффективности, одно дерево удаляет приблизительно 25 кг CO2 в год, что делает один коллектор Climeworks CO2 в 2000 раз более эффективным на площадь, чем дерево», - сказал Ян Вурцбахер, соучредитель и содиректор Climeworks, который в июне был назван Всемирным экономическим форумом в числе 100 технологических пионеров 2020 года.
«За последнее десятилетие мы доказали, что прямой захват воздуха не только возможен, но и коммерчески жизнеспособен в больших масштабах».
У Climeworks также есть более десятка других заводов в Европе, которые улавливают углерод, чтобы продавать его для использования во всем: от газированных напитков до синтетического топлива.
Мобилизация путешественников
В июне 2019 года Climeworks стала первой компанией в мире, которая запустила услугу персонального удаления углерода с помощью DAC для общественности, с подпиской в 7 евро (600 рублей) на месяц, финансируя превращение 85 кг углерода в год в камень.
Теперь новая постоянная платформа удаления углерода, направленная на путешественников и запущенная в партнерстве с Ассоциацией приключенческого туризма (ATTA), присоединилась к движению, чтобы помочь компенсировать колоссальные 8% глобальных выбросов, за которые отвечает международная туристическая индустрия.
«Выводы из доклада МГЭИК, в частности срочность, необходимая для оказания воздействия, глубоко затронули меня», - сказала Кристина Бекман, вице-президент по глобальной стратегии ATTA.
После участия в саммите по климату, призванном помочь делегатам принять меры по изменению климата в рамках своих сфер влияния, Бекман основала образовательную платформу по удалению углерода Tomorrow Air in Earth Day 2020 (22 апреля). Спустя два месяца, в июне, Tomorrow's Air запустила собственный онлайн-сервис по удалению углерода в партнерстве с Climeworks.
Может быть, это новое углеродное смещение?
Поскольку постоянное удаление углерода становится все более доступным для путешественников благодаря этим двум схемам, социолог-эколог и научный сотрудник Университета Саутгемптона доктор Роджер Тайерс, который исследовал компенсацию выбросов углерода в своей докторской диссертации, говорит, что это может помочь поддержать офсетную промышленность.
«Более измеримые отклонения, такие как прямой захват воздуха (либо для постоянного удаления, либо для создания альтернатив ископаемому топливу), могут поднять стандарты на всем рынке компенсации», - сказал он. - «Они также могут помочь пролить свет на более дешевые и менее эффективные схемы компенсации, которые до сих пор доминировали на рынке, они зачастую слишком хороши или дешевы, чтобы быть правдой».
До тех пор, пока удаление углерода с постоянным хранением не станет более финансово жизнеспособным для путешественников, другие бизнес-проекты, возможно, не должны слишком беспокоиться о потере клиентов. Но основатели Climeworks и Tomorrow's Air надеются, что необходимость принятия срочных мер в отношении климата побудит путешественников скорее включить постоянное удаление углерода в свои стратегии компенсации выбросов углерода, чем раньше.
«Пока мы не придумаем действительно устойчивый способ передвижения людей вокруг планеты, нам нужно летать меньше», - сказал доктор Роджер Тайерс.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание