Не секрет, что деньги (а точнее, их отсутствие) являются основной причиной стресса у многих людей. Финансовые решения – когда совершать покупки, выплачивать долги или копить – требуют силы воли, разумного суждения и дисциплинированности. Но почему для людей, который не оказались жертвами экономического кризиса и не застряли в долговых обязательствах, задача свести концы с концами является подчас такой непосильной?
Одна из причин в том, что люди склонны тратить деньги, которых у них нет. Согласно недавним исследованиям, около трети людей в возрасте 30-49 лет имеют больше долгов на дебетовых картах, чем накоплений.
Почему же они тратят слишком много и почему эти импульсы так сложно подавить? Простой, казалось бы, вопрос, но ответ на него требует аналитических размышлений. Многие исследователи рассматривают эту проблему, и ниже можно узнать ряд причин, заставляющих много тратить.
Эмоциональный порыв
Будучи социальными существами, люди нуждаются во многих вещах: быть здоровыми, счастливыми, любимыми и признанными – иногда больше, чем все остальные. Рекламодатели пользуются этим последним стремлением людей – желанием вызывать восхищение в других, например обустроив самый красивый дом.
Иногда они взывают и к чувству страха, поставляя товары и услуги, которые могут обезопасить жилище или автомобиль от неприятного происшествия. Маркетологи исследуют образ жизни покупателей и общественное мнение, чтобы нажимать на психологические рычаги. Устоять перед таким тонким давлением бывает крайне сложно.
Людям нравится выгода
Найдя в магазине товар со скидкой, человек может почувствовать себя бережливым покупателем. Однако возможно и то, что эта покупка вовсе не была запланирована и заложена заранее в бюджет. В результате человек тратит на нее деньги, которые мог бы сэкономить, не подвернись ему этот уцененный продукт.
Слишком большой выбор
Чем больше решений вам приходится принимать, тем меньше шансов устоять перед искушением. Исследования показывают, что, когда сила воли людей ослабевает, они тратят больше денег и покупают больше товаров, чем те, кому не приходилось до этого бороться с искушением.
Социальный психолог Рой Баумейстер ссылается в качестве примера на одно исследование. Дилеры Audi обнаружили, что, приобретая машину, покупатели поначалу бывали очень придирчивы и взыскательны. Но чем больше решений им приходилось принимать по ходу выбора товара, тем менее требовательными и разборчивыми они становились. В результате, когда дело дошло до выбора обивки салона, покупатели уже израсходовали всю энергию и брали даже те вещи, которые им не нужны, тратя лишние деньги.
Сила воли, объясняют психологи, подобна мышце в теле: чем больше ее напрягать в течение одной тренировки, тем сильнее она устанет. Не слишком обеспеченные финансово люди постоянно принимают сложные денежные решения. Они рискуют тем, что их сила воли попросту истощится в определенный момент.
Еще одно исследование показало, что небогатые люди чаще покупают еду и напитки во время шопинга, чем финансово обеспеченные. Кроме того, покупатели в торговых центрах чаще совершают приобретения в третий час своего нахождения в них, потому что за это время успевают подвергнуться большому количеству соблазнов. В результате их сила воли приходит в упадок, и они уже не могут устоять. Но нередко о таких покупках они впоследствии жалеют.
Потребности VS желания
Одним из результатов глобализации торговли является то, что люди могут приобретать вещи, считавшиеся когда-то предметами роскоши: дорогие игрушки, электронику. Но главное, эти продукты стали производиться массово. Разрастание числа товаров для потребителей делает их более доступными, чем когда-либо.
Изобилие доступных вещей – это не так уж плохо. Но из-за этого очень сложно бывает решить, какие из них по-настоящему нам необходимы, а какие являются лишь прихотью, навязанной со стороны.
Покупка любви
Праздники, дни рождения и другие радостные события – это повод дарить подарки. Однако они неожиданно могут стать слишком внушительной статьей расходов. Достаточно подумать о Дне Святого Валентина, Дне матери, Дне отца, профессиональных праздниках, не говоря уж о государственных… Сколько же люди в сумме тратят в год по этим поводам? Кроме того, они склонны в этих случаях переплачивать: им кажется, что только так они в полной мере выразят свою любовь к близким.
Но даже в нашем материальном мире следует помнить, что лучше, чем подарки, люди запоминают впечатления, счастливые события. Так что есть смысл дарить близким эмоции, а не вещи.
Заполнение пустоты
В 2014 году американские исследователи опубликовали результаты своих наблюдений. Оказалось, что покупки поднимают людям настроение. Если человек чувствует себя грустным или сталкивается с проблемами, то такая шопинг-терапия помогает им воспрянуть духом.
Причина в том, что процесс выбора товаров активизирует в них чувство личного контроля. Шопинг, подобно употреблению алкоголя, - возможность сбросить стресс.
Однако исследователи предупреждают: это ощущение контроля ситуации может быстро обернуться противоположным чувством: беспомощностью, когда человек оказывается в долгах. Поэтому преимущества такой «терапии» явно находятся под вопросом.
Быстрая награда
Допустим, в магазине женщина видит бесподобное пальто и не может устоять перед соблазном его купить, даже если это категорически не заложено в бюджет. Краткосрочная награда вызывает больший отклик, чем долгосрочная (например, ипотечный взнос за квартиру, хотя он-то как раз актуальнее в данной ситуации).
Кроме того, кредитные карты и онлайн-шопинг сделали быструю награду еще более привлекательной, чем раньше. Удовольствие, доставленное покупкой, как бы отделяется от боли траты денег.
Маркетологи понимают, как правильно влиять на поведение покупателя. Они умело воздействуют на эмоции, страхи и желания. Любой хотя бы иногда становится их жертвой. Сейчас, когда вы узнали чуть больше о причинах, заставляющих тратить деньги, вы, возможно, сумеете стать осмотрительнее и лучше контролировать свои порывы. И тогда лишние траты перестанут быть большой проблемой.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание