Рубрики

"Я автомат, запрограммированный на кино": правила жизни Киры Муратовой

Кира Муратова покинула этот мир 6 июня 2018 года. За свою карьеру она создала шестнадцать полнометражных картин, в которых играли популярные актеры Владимир Высоцкий, Рената Литвинова, Богдан Ступка и другие.

Она была выдающимся советским и украинским режиссером. Муратова в кино занимала особое место. В отличие от Андрея Тарковского, другого признанного мэтра отечественного кинематографа, которого критики называли духовным аристократом, рвущимся к горним высям, Муратову интересовала жизнь обычных людей. Предметом ее художественного исследования стали перипетии их простых повседневных будней. Однако судьба ее была подобна судьбе Тарковского и других выдающихся художников застойных времен, когда все то, что выходит за рамки общепризнанных правил, предавалось забвению. Реальная, хотя и очень далекая от политики правда ранних картин Муратовой была чуждой советской цензуре.

Кира Муратова так и осталась не до конца понятой даже теми, кто ею искренне восхищался. Пройдет еще какое–то время. Вероятно, многое в мире изменится. Но Муратова в истории кино всегда была, есть и будет. Она не любила давать интервью, была очень скромным человеком. Единственно важным в своей жизни она считала только кино. Запомниться потомкам Муратова хотела именно своими фильмами. В нашей статье мы вспомним несколько ее высказываний. Из них становится понятно, каким она была человеком, какие у нее были правила жизни.

О кино

В немногочисленных интервью разных лет Муратова сознается:

  • Я очень узкий человек, запрограммированный на кино. Я себя воспринимаю неким автоматом, запрограммированным на кино.

  • Съемка (для меня это в любом творчестве есть) - это царство свободы, когда тебе уже дали делать, что хочешь. Я могу делать все. Здесь нет законов нравственных, нет препятствий, здесь нет чувства долга, которое давит на меня всю жизнь... Вот тут я ничего не должна.

  • Я многое ценю из чужого, но самой мне так не хочется. Зачем? Ведь все уже сделано. Это как с литературой. Чем лучше книга, тем меньше мне по ней хочется что-то снять. Она этого просто не требует. Мне нужно, чтобы там были какие-то изъяны, незаконченность, чтобы я это доделала, изменила.

  • Замыслов у меня много, но я их отодвигаю. Я себя чувствую головой профессора Доуэля. Голова работает, организм не сдюжит. Когда-то заболевать, стареть, умирать - это нормально.

Об искусстве

Об искусстве Муратова говорила следующее:

  • Искусство ограждает от хаоса, даже показывая хаос. Правда в основном ужасна, мучительна, смертельна. Увидеть ее – это значит умереть.
  • Искусство - это часть жизни. Искусство - это значит играть жизнь. Жизнь - это игра. Когда дети играют, они говорят: "Ты будешь мамой, а я буду папой". Они кричат ​​друг другу: "Садись, ешь свой обед!" Они играют в жизнь. И искусство - это тоже игра в жизнь. Актеры играют, пианисты играют, мы все играем. Мы все играем в жизнь.
  • Искусство вообще - это радость, отрада и опиум. Оно лакирует все в принципе. Ни одно искусство не может быть таким мрачным и таким ужасным, как жизнь, как реальность, которую оно отражает. Но отражает, все равно гармонизируя. Даже самые ужасные и трагические произведения все равно хотя бы своей формой дают отраду, удовольствие. А жизнь в таких случаях удовольствия нет. Это, как опиум, как наркотик, как опиум для народа.

О жизни и о людях

Вот несколько интересных высказываний Киры Муратовой:

  • Мне чрезвычайно нравятся те, кто не вписывается в мир, всякие оригиналы и добрые нонконформисты. Со злыми чудаками мне скучно. Когда говорят, что я не люблю людей, мне это непонятно. Я не Господь Бог и не кошка, чтобы любить людей вообще. Чтобы так их любить, надо быть сверху или снизу, а я рядом.
  • Я ненавижу войну. Я вообще не понимаю, как можно в XXI веке убивать друг друга. Это должно быть запрещено, как людоедство. Хотя людоедство я еще как-то могу понять, потому что голодные люди едят, как голодные животные. Но война — это омерзительная вещь. Мы не имеем права убивать друг друга.
  • Я говорю всегда, что зло вплетено в узор ковра. Если хотите убрать зло, выньте эту нитку, но тогда весь ковер распадется. Это невозможно, это вот так, это дано. В человеческой жизни есть много всего хорошего, она может по-разному сложиться, но она страшная. Ты многого не знаешь заранее: не знаешь себя, не знаешь, что ошибаешься, не знаешь цену своих поступков. Ты постфактум что-то понимаешь про свои предыдущие виновности. Спрашиваешь: "А чего я тогда об этом не подумал?" А ты и не мог подумать. У тебя не было для этого мозгов или чувств. Не может щенок понимать то, что понимает взрослое животное.

О себе

Из высказываний Муратовой:

  • Я бываю очень общительной, но в принципе мне это не всегда нужно. Чаще мне нужно побыть одной.
  • Одиночества так не хватает, его так мало. Так все время его хочется, и так его все время нет, что это просто моя жизненная катастрофа.
  • Я не люблю и не идеализирую победителей. Наполеон для меня — это ничто, просто пустое место, неинтересный характер. Агрессивность в человеке мне тоже неинтересна. Я вообще толстовского склада человек.

О хаосе

Она говорила так:

  • Я называю свое искусство способом защититься от хаоса, иначе хаос меня задушит. Я придумываю себе интересные задания, игры, которые защищают меня от хаоса.
  • Нельзя принять хаос. Хаос - это ужас существования.
  • Взаимосвязь между атомами и молекулами - это основа всего. Хаос происходит оттуда. Все происходит оттуда. Все контакты и взаимодействия. Не может быть так, как в Библии: овцы и львы будут жить в гармонии друг с другом, все будут счастливы. Никогда так не будет. Ни один социализм не приведет нас к этому, ни один либерализм. Можно временно это создать. А потом вдруг придет фашизм. Были Бетховен и Бах, а потом вдруг концентрационные лагеря. Ой, как же это возможно? Ведь немцы культурный народ. Потому что внутри это все равно есть, понимаете? Чем дольше все хорошо, тем с более разрушительной силой прорывается хаос. Это, как вулкан. Иногда у меня появляется иллюзия: я другая. Но потом видишь, что ты не другая. Возможно, немного менее жестокая или просто хорошо воспитанная, но я такая же, как все. Я - часть хаоса.

Коротко о ней

Муратова родилась в Румынии 5 ноября 1934 года. В 1959-м окончила ВГИК (режиссерский факультет). Ее учителями были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Она проживала и работала в основном в Одессе.

Ее знаковыми фильмами являются:

  • "Короткие встречи";
  • "Долгие проводы";
  • "Познавая белый свет".

В 1990-м ее "Астенический синдром" был удостоен Гран-при на Берлинском кинофестивале. Последними работами Муратовой стали "Вечное возвращение. Кастинг" и "Мелодия для шарманки". В 80-летнем возрасте она завершила карьеру.

Всего в ее фильмографии свыше двадцати картин. Начиная с шестидесятых, Муратова снимала кино, бросавшее вызов социалистическому строю. Поэтому многие ее фильмы зритель увидел только в период перестройки.

Сейчас можно пересмотреть ее картины, чтобы восхититься их тонкостью, точностью и изяществом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание