Разговоры об эмоциональном выгорании стали нормой. Кто-то винит слабую моральную устойчивость современных специалистов. Но что, если проблема не в людях, а в работе, на которую они вынуждены ходить каждый день, теряя остатки самоуважения?
![](http://businessman.ru/static/img/n/3/0/3/1/6/5/8/i/3031658.jpg)
Нелепые профессиональные обязанности
Bullshit Jobs Theory – концепция, разработанная антропологом Дэвидом Грэбером для описания современного социального устройства. В рамках его теории бредовых работ появились два дополнительных маркера для разных профессий:
- shit jobs — маленькая зарплата, пренебрежительное отношение окружающих, но с ощущением собственной полезности;
- bullshit jobs — высокая оплата труда, уважение окружающих и нулевая (или отрицательная) польза для общества.
![](http://businessman.ru/static/img/n/3/0/3/1/6/5/9/i/3031659.jpg)
В рамках этих профессий, по мнению Грэбера, работники чаще ощущают себя бесполезными для социума, из-за чего нередко впадают в депрессии, выгорают. Среди наиболее вредных ученый выделил три категории:
- обслуживание чужой значимости — швейцары, лифтеры и пр.;
- вредные для общества — финансисты, пиарщики, военные, юристы;
- множащие бесполезную работу — менеджеры.
Некоторые исследования указывали, что ощущение бесполезности в разных секторах испытывали от 5 до 37%. Хотя результаты зависят от множества факторов, включая используемые при опросе формулировки.
![](http://businessman.ru/static/img/n/3/0/3/1/6/6/1/i/3031661.jpg)
Статистический анализ бесполезности
Саймон Вало из университета Цюриха взял за основу исследования статистику 2015 года по условиям труда. Результаты итоговой работы:
- 1811 участник;
- 21 профессиональная сфера;
- вопросы о пользе работы и о ее положительном влиянии.
В среднем, 20% опрошенных назвали выбранную карьеру бесполезной, хотя цифры сильно менялась в зависимости от конкретной профессии. Наименьшие показатели были у преподавателей и научных работников, инженеров, медиков и представителей соцслужб. Многие категории, описанные Грэбером, оказались в топе:
- транспорт и перемещение материалов — 31,7% недовольных;
- производственные работы — 30%;
- сфера продаж — 30%;
- администрирование — 27%;
- финансовые услуги — 20%.
Однако наибольшие показатели демонстрировал ряд профессий, которые антрополог даже не упомянул. А названные им самыми бесполезными оказывались ближе к середине.
![](http://businessman.ru/static/img/n/3/0/3/1/6/6/2/i/3031662.jpg)
Дополнительные факторы бесполезности
Вало уточнил, что социальная значимость и одобрение окружающих – один из множества показателей. На деле бесполезность сотрудники крупных компаний ощущают по длинному списку причин, среди которых:
- однообразные рутинные обязанности;
- невозможность принимать решения;
- недовольство руководством.
Корреляция, хоть и незначительная, была для каждого из показателей. Наиболее существенный вклад делали условия труда. Так, ощущению бесполезности чаще подвергались:
- представители частного сектора;
- наемные сотрудники;
- работающие в одиночку (вне команды).
Как результат, объективно полезные профессиональные сферы по субъективным ощущениям получали все больше негативных оценок. С учетом этих переменных, распределение карьер по Вало начало все больше напоминать выдвинутые Грэбером идеи, пусть и не полностью.
![](http://businessman.ru/static/img/n/3/0/3/1/6/6/3/i/3031663.jpg)
Необходимая смена профессии
Фрустрация может посетить каждого. Оценка социальной значимости полностью зависит от личностного восприятия. Поэтому лучше не мучиться на протяжении многих лет, а попробовать себя в разных профессиональных сферах: вдруг найдется та, что будет приносить удовольствие?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание