Рубрики

"Социальная бесполезность": есть ли научное подтверждение феномену "бредовых работ"

Разговоры об эмоциональном выгорании стали нормой. Кто-то винит слабую моральную устойчивость современных специалистов. Но что, если проблема не в людях, а в работе, на которую они вынуждены ходить каждый день, теряя остатки самоуважения?

Нелепые профессиональные обязанности

Bullshit Jobs Theory – концепция, разработанная антропологом Дэвидом Грэбером для описания современного социального устройства. В рамках его теории бредовых работ появились два дополнительных маркера для разных профессий:

  • shit jobs — маленькая зарплата, пренебрежительное отношение окружающих, но с ощущением собственной полезности;
  • bullshit jobs — высокая оплата труда, уважение окружающих и нулевая (или отрицательная) польза для общества.

В рамках этих профессий, по мнению Грэбера, работники чаще ощущают себя бесполезными для социума, из-за чего нередко впадают в депрессии, выгорают. Среди наиболее вредных ученый выделил три категории:

  • обслуживание чужой значимости — швейцары, лифтеры и пр.;
  • вредные для общества — финансисты, пиарщики, военные, юристы;
  • множащие бесполезную работу — менеджеры.

Некоторые исследования указывали, что ощущение бесполезности в разных секторах испытывали от 5 до 37%. Хотя результаты зависят от множества факторов, включая используемые при опросе формулировки.

Статистический анализ бесполезности

Саймон Вало из университета Цюриха взял за основу исследования статистику 2015 года по условиям труда. Результаты итоговой работы:

  • 1811 участник;
  • 21 профессиональная сфера;
  • вопросы о пользе работы и о ее положительном влиянии.

В среднем, 20% опрошенных назвали выбранную карьеру бесполезной, хотя цифры сильно менялась в зависимости от конкретной профессии. Наименьшие показатели были у преподавателей и научных работников, инженеров, медиков и представителей соцслужб. Многие категории, описанные Грэбером, оказались в топе:

  • транспорт и перемещение материалов — 31,7% недовольных;
  • производственные работы — 30%;
  • сфера продаж — 30%;
  • администрирование — 27%;
  • финансовые услуги — 20%.

Однако наибольшие показатели демонстрировал ряд профессий, которые антрополог даже не упомянул. А названные им самыми бесполезными оказывались ближе к середине.

Дополнительные факторы бесполезности

Вало уточнил, что социальная значимость и одобрение окружающих – один из множества показателей. На деле бесполезность сотрудники крупных компаний ощущают по длинному списку причин, среди которых:

  • однообразные рутинные обязанности;
  • невозможность принимать решения;
  • недовольство руководством.

Корреляция, хоть и незначительная, была для каждого из показателей. Наиболее существенный вклад делали условия труда. Так, ощущению бесполезности чаще подвергались:

  • представители частного сектора;
  • наемные сотрудники;
  • работающие в одиночку (вне команды).

Как результат, объективно полезные профессиональные сферы по субъективным ощущениям получали все больше негативных оценок. С учетом этих переменных, распределение карьер по Вало начало все больше напоминать выдвинутые Грэбером идеи, пусть и не полностью.

Необходимая смена профессии

Фрустрация может посетить каждого. Оценка социальной значимости полностью зависит от личностного восприятия. Поэтому лучше не мучиться на протяжении многих лет, а попробовать себя в разных профессиональных сферах: вдруг найдется та, что будет приносить удовольствие?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание