Бизнес по производству макарон характеризуется высоким потребительским спросом, длительными сроком хранения готовых изделий и возможностью постепенного расширения ассортимента. Однако конкуренция в этой нише крайне высока, а вхождение в бизнес требует больших затрат. Чтобы не лишиться денег, предпринимателю нужно учесть все нюансы.
Ситуация на рынке
Макароны можно назвать одним из самых востребованных продуктов на рынке товаров. Во многом это объясняется ценовой доступностью и высокими сроками хранения. Например, макаронные изделия входят в основной рацион покупателей с небольшим уровнем достатка. Кроме того, этот продукт пользуется повышенным спросом в периоды экономического кризиса (когда люди стараются запастись впрок на долгое время).
Популярность макарон среди покупателей привела к росту числа изготовителей. Еще 5-6 лет назад производство макаронных изделий считалось одним из самых быстроокупаемых видов бизнеса.
На сегодняшний день конкуренция с этой нише крайне жесткая. Наибольший процент товаров, представленных на рынке, выпускаются крупными компаниями с громкими именами. Многие небольшие цеха не выдержали конкуренции и были вынуждены закрыться. Чтобы не повторить их ошибки, нужно тщательно выбрать ассортимент выпускаемой продукции.
Виды макаронных изделий
Все макаронные изделия можно разделить на несколько категорий:
- Нижний ценовой сегмент (или эконом-класс). В эту группу можно отнести продукцию категории «В», представленную весовыми макаронами. Из общей массы на рынке эконом-класс составляет около 30%. Конкуренция здесь жесткая, а рентабельность относительно низкая.
- Средний ценовой сегмент, к которому относят макаронную продукцию класса «В», расфасованную в небольшие пачки. На эту категорию приходится около 25% от общей массы.
- Сегмент «средний +». Эти макароны производят из твердых сортов пшеницы и относят их к категории «А». На рынке они составляют около 35% всей макаронной продукции.
- Сегмент «премиум» — относительно дорогие изделия (цена от 60 руб. за пачку). Их доля на рынке не более 5%. Вхождение в эту нишу обеспечивает низкую конкуренцию и быструю окупаемость. Из недостатков стоит назвать относительно небольшой спрос.
Оформление документов и регистрация в налоговой
При регистрации в налоговой необходимо выбрать правовую форму ведения бизнеса (ООО или ИП).
Если планируется открытие небольшого цеха с малым количеством работников, стоит выбирать ИП. В качестве его преимуществ называют более низкие налоги, простоту ведения документации.
При заполнении заявки указывают код ОКЭД 15.85.
Для работы потребуется пакет документов, в который входят:
- разрешение на осуществление деятельности, выданное СЭС;
- бумаги, выданные Государственной экологической службой и пожарным надзором;
- документы на помещение (это может быть договор купли-продажи или аренды).
Выбор помещения для цеха
При поиске помещения, подходящего для макаронного цеха, следует учитывать несколько критериев:
- Площадь. Помещение цеха должно быть не менее 250 кв. м. Здесь же должны быть предусмотрены складские помещения для хранения готовой продукции. Их площадь должна быть не менее 100 кв. м.
- Рекомендуемая высота потолков 3,5 м и более.
- Наличие инженерных сетей. Помещение должно быть подключено к системе водоснабжения, канализации и электричеству. В цеху обязательно наличие вентиляции.
Покупка оборудования
Для производства макаронных изделий необходимы следующие устройства и оборудование:
- мукопросеиватель;
- пресс оснащенный матрицами;
- линия для сушки;
- бункер-стабилизатор (требуется не всегда);
- транспортерная лента (ее приобретают для крупного производства);
- стеллажи для хранения макарон;
- тележки, необходимые для транспортировки продуктов.
Приобрести необходимые устройства можно по отдельности. Другой вариант — купить уже готовые линии по производству макаронных изделий. Производители предлагают:
- Полуавтоматические линии. Их стоимость колеблется в пределах 500-900 тыс. руб. Мощность позволяет выпускать до 100 кг макарон в час.
- Автоматические линии. На них изготавливают до 500 кг изделий в час, стоимость достигает 400 тыс. евро. Эксперты не советуют приобретать это оборудование, если планируется открытие небольшого цеха.
Наем работников
На начальном этапе компании потребуется минимальное количество работников:
- технолог (заработная плата 30 тыс. руб.);
- менеджер для рекламный кампаний и налаживания сети сбыта (оплата труда 25 тыс. руб.);
- рабочие в цех — достаточно 2 человек (общая зарплата 40 тыс. руб.);
- грузчик-водитель для развозки готовой продукции (зарплата 25 тыс. руб.).
При таком штате ежемесячные затраты на заработную плату составляют 100 тыс. руб. При расширении производства штат можно увеличить. Бухгалтерские расчеты владелец компании первое время может выполнять самостоятельно.
У всех работников должны быть действующие санитарные книжки.
Выбор поставщиков муки
Выбор поставщика муки во многом зависит от объемов цеха. Мукомольные компании реализуют сырье крупными партиями. Это может быть неудобным для маленького макаронного цеха, однако цены на такую муку несколько ниже.
Небольшие партии можно приобрести через посредников, однако стоимость их продукции выше (они делают наценку).
Затраты
В список однократных расходов включают:
- покупку оборудования и оплату пуско-наладочных работ — около 1 млн руб.;
- юридическое оформление — около 1 тыс. руб.;
- ремонт помещения — около 200 тыс. руб.;
- брендирование — около 200 тыс. руб.
Ежемесячные затраты:
- аренда помещения — около 100 тыс. руб.;
- счета за коммунальные услуги — около 20 тыс. руб.;
- реклама — около 100 тыс. руб.;
- заработная плата сотрудникам цеха — 100 тыс. руб.;
- покупка сырья — около 600 тыс. руб.
Рентабельность бизнеса
При указанных затратах на открытие цеха компания начнет приносить прибыль спустя 18-20 мес. Однако здесь важную роль играет категория продукции, эффективность рекламных кампаний и сезонность. Так, в зимние месяцы спрос на макаронные изделия возрастает.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание